close
В категории материалов: 97
Показано материалов: 1-20
Страницы: 1 2 3 4 5 »


В годы Великой Отечественной войны военным врачам пришлось деятельно участвовать в организации работ по уборке полей сражений, предпринимавшейся в целях:

1) уборки на освобожденной от противника территории трупов вражеских солдат и офицеров,

2) ликвидации неприятельских кладбищ и могил, устроенных противником на площадях и улицах населенных пунктов,

3) проверки состояния братских могил бойцов и командиров Советской Армии и приведения их в надлежащий порядок с перезахоронением трупов в случае необходимости,

4) погребения незахороненных трупов бойцов и командиров Советской Армии,

5) очистки территории бывших полей сражения от трупов животных.


Обмундирование и обувь солдата являются важнейшими средствами предупреждения отморожений и простудных заболеваний. Отмечено, что причиной отморожений во время войны в 82,2% случаев были неисправная обувь и одежда (мокрая обувь, мокрые рукавицы и т. п.).

Разработка рациональной военной одежды является одной из важных функций интендантской и медицинской службы армии. Особая трудность разрешения этой проблемы заключается в необходимости снабдить армию одеждой, в равной мере обеспечивающей сохранение теплового равновесия тела как в холодное, так и в теплое время и притом (что особенно трудно) в различных географических районах и климатических зонах: в условиях Крайнего Севера, в субтропиках, в высокогорных районах, в сырых и болотистых местностях и др.


В системе санитарных мероприятий, проводимых в войсках, видное место занимает правильная организация собирания, удаления и обезвреживания жидких нечистот и твердых отбросов.

В полевых условиях подлежат обезвреживанию следующие виды нечистот и отбросов:

а) фекалии и моча,

б) кухонные помои и отбросы,

в) сухой мусор и подстилочный материал (солома, хвоя и др.),

г) навоз от лошадей и гуртов рогатого скота,

д) трупы животных и боенские отбросы.


В довоенное время личный состав кораблей большого тоннажа размещался непосредственно на кораблях, а экипажи малых кораблей располагались на берегу в казарменных зданиях. Этот порядок размещения в основном сохранился и на военное время.

В строительстве кораблей Военно-Морского Флота предупредительному санитарному надзору отводилось видное место. Проектирование и постройка кораблей производились при участии представителей медицинской службы. Предъявлявшийся последними гигиенические требования всегда встречали поддержку у кораблестроителей, стремившихся в пределах возможности повысить уровень гигиенических условий жизни на кораблях. В строй вступали корабли, в которых удавалось сочетать требования боевой мощи с удовлетворительными условиями труда и быта личного состава. На крупных кораблях предусматривались все необходимые бытовые помещения: жилые (кубрики и каюты), медицинские (амбулатория, лазарет общий и изоляционный, операционная, аптека, лаборатория, рентгеновский и зубоврачебный кабинет, медицинская кладовая), продовольственно-пищевого назначения (камбузы, кают-компании, кладовые и др.) и санитарно-бытовые (умывальни, бани, прачечные, душевые, гальюны). На кораблях меньшего водоизмещения количество бытовых помещений соответственно сокращается.


При размещении войск в армейских, фронтовых, а нередко и в войсковых тылах для жилья пользовались табельными средствами укрытия (палатки), а также различными необоронительными помещениями, возводимыми для этой цели (землянки, шалаши, заслоны и пр.).

На снабжении войск находились плащ-палатки, зимние походные палатки, зимние походные красноармейские палатки, унифицированные санитарно-барачные палатки (УСБ-41) и унифицированные санитарно-технические палатки (УСТ-41).

Плащ-палатка — предмет снаряжения каждого солдата. Она состоит из полотнища размером 1,8 X 1,8 м, разборной стойки, шнуровочной веревки, приколыша деревянного и приколыша металлического.


Характер устройства и степень оборудования всех полевых сооружений, предназначенных для защиты войск от поражения огневыми средствами и укрытия от непогоды, определяется:

а) оперативной обстановкой,

б) продолжительностью стоянки,

в) временем для выполнения работ,

г) временем года

д) наличием подручных строительных материалов и рабочей силы.


История всех войн показывает, что в боевые периоды и в межбоевые паузы войска размещаются либо в населенных пунктах, либо вне их на удобной в тактическом и санитарном отношении территории. В первом случае для отдыха используются жилые и хозяйственные постройки гражданского населения; во втором — для устройства жилья используются носимые и возимые средства, сооружаются различные полевые постройки из подручных материалов. Действующие части, занимавшие оборонительные позиции, как правило, размещались непосредственно на огневых рубежах и местом отдыха для военнослужащих служили блиндажи и примитивные приспособления в траншеях. Войсковые тылы размещались на расстоянии 4 — 6 км от переднего края в жилых и хозяйственных постройках местного населения; кроме того, устраивались различного типа землянки. Части и подразделения второго эшелона, дивизионные тылы и резервы специального назначения размещались на расстоянии 15 — 30 км от передовых линий либо в специально выстроенных военных лагерях временного типа, либо в населенных пунктах. По мере удаления в тыл возрастала степень использования войсками жилого фонда гражданского населения.


В первые месяцы войны контроль за лечебным питанием возлагался на помощника начальника госпиталя по медицинской части и одного из врачей по совместительству с основной лечебной работой. В дальнейшем опыт лечебной работы показал, что только с применением комплексной терапии, в которой лечебному питанию принадлежит одно из главных мест, можно быстро восстановить здоровье и боеспособность солдат и офицеров.


В 1941 г., незадолго до начала Великой Отечественной войны, была введена новая улучшенная норма госпитального питания, которая просуществовала всего несколько месяцев и в связи с войной была несколько изменена. По этой норме (№ 10) питание в госпиталях происходит и теперь. Она содержит (с округлением) 92 г белка, 69 г жира, 540 г углеводов, 1 990 мг фосфора, 910 мг кальция, 19 мг железа, 4228 мг калия, 4208 мг натрия, 4 801 мг хлора, 1922 мг серы, 4 — 11 мг каротина (в среднем 4,8 мг), 1,7 — 2,3 мг тиамина (в среднем 1,6 мг), 1 — 1,5 мг рибофлавина (в среднем 1,4 мг), 41 — 113 мг аскорбиновой кислоты (в среднем 60 мг), 13 — 30 мг ниацина (в среднем 19 мг).


Руководство медицинской службой Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны придавало большое значение организации медицинского контроля за питанием личного состава флота.
В медицинский контроль за питанием входили следующие мероприятия: наблюдение за качеством и полноценностью пищевых продуктов и пищи, санитарный надзор за условиями хранения и транспортировки продуктов, контроль за приготовлением пищи и выдачей готовых блюд. Состояние питания военных моряков учитывалось и при очередных медицинских осмотрах личного состава Военно-Морского Флота. В обязанности военно-морских врачей входила и разработка обоснованных предложений но улучшению качества питания военных моряков.


Питание военных моряков в период Великой Отечественной войны имело некоторые особенности но сравнению с питанием солдат Советской Армии. Эти особенности определялись специфическими условиями труда личного состава кораблей в различных условиях боевой деятельности.

Немаловажное влияние на питание военных моряков оказывали и те возможности, какие имелись на кораблях различных классов для обработки пищевых продуктов и приготовления блюд как на стоянке, так и в походе. Питание моряков но особым нормам, отличающимся от солдатских рационов, было установлено еще в дореволюционном флоте.


После Великой Октябрьской социалистической революции питание военных моряков стало строиться на новой, строго научной основе. Успехи социалистического строительства в промышленности и сельском хозяйстве, а также развитие отечественной науки о рациональном питании населения дали возможность обеспечить полноценное питание военных моряков и устранить заболевания, свойственные дореволюционному русскому флоту в связи с недостатком питания. Разработка вопросов питания и, в частности, продовольственных норм военных моряков, основывалась на изучении особенностей условий труда личного состава флота при стоянке и плавании на кораблях в различных климатических условиях.


Порядок продовольственного снабжения и организация питания матросов на кораблях были определены со времени создания регулярного русского флота. В Морском уставе Петра I (1720), а также в его указах «О морской провизии» (1696) и «О порядке варения пищи» (1705) были установлены твердые нормы пищевого .довольствия матросов и порядок питания, вплоть до недельной раскладки пищевых продуктов.

Нормы продовольственного снабжения, установленные при Петре I, без существенных изменений сохранялись на протяжении полутора столетий, несмотря на ряд рекомендаций по улучшению питания со стороны передовых морских врачей того времени (А. Г. Бахерахт и др.).


В суровые дни войны, навязанной нашей стране немецкими фашистами, советские ученые вместе со всем народом отдавали все свои силы и знания на защиту родной страны. Несмотря на трудности, вызванные войной, и эвакуацию многих научных учреждений вглубь страны, научно-исследовательская работа не только не прекратилась, но продолжала развиваться с успехом.

Научные исследования в области питания широко проводились в тылу и можно считать, что ни одно научное учреждение физиолого-гигиенического профиля не осталось безучастным к разрешению вопросов питания, выдвинутых войной.


Заболевания, связанные с недостаточным и неполноценным питанием, были постоянными спутниками прошлых войн. Эти заболевания были известны в древности и упоминаются еще Гиппократом.

Особенно значительных размеров эти заболевания достигали в осажденных армиях и блокированных гарнизонах крепостей.

Заболевания на почве недостаточного и неполноценного питания включали алиментарную дистрофию («отечную болезнь»), различные формы авитаминозов и гиповитаминозов. По-видимому, нередко имели место одновременные проявления и алиментарной дистрофии и авитаминозов.


В ассортименте продуктов в пайках Советской Армии содержались все необходимые витамины в количествах, обеспечивавших потребности организма.

Однако достаточное содержание витаминов в исходных продуктах рациона еще не обеспечивает необходимого количества витаминов в готовой пище. При обработке продуктов часть витаминов разрушается и тем в большем количестве, чем больше допускается нарушений в процессе приготовления пищи, особенно в отношении сроков хранения готовых изделий и полуфабрикатов. Кроме того, витаминная активность пищевых продуктов снижается в процессе их хранения.


В первые 50 лет существования русской регулярной армии военные медики (лекари) не привлекались к медицинскому контролю за питанием войск и к санитарному надзору за приготовлением пищи солдат. Эти функции возлагались на офицерский состав.

Только в 1828 г. Военным советом была утверждена инструкция для батальонных лекарей и полкового штаб-лекаря, согласно которой полковому штаб-лекарю вменялось в обязанность «следить за качеством употребляемых солдатами воды, кваса, пищи и провианта, а также продуктов, доставляемых подрядчиком, и смотреть, в чем и как варят пищу; в лагерное же время ему надлежит обращать особое внимание на съестные припасы и напитки, продаваемые маркитантами».


Пищевые концентраты в питании войск в период Великой Отечественной войны использовались широко.

Положительная роль концентратов обусловливалась возможностью быстрого приготовления из них пищи. Они были особенно удобны при стремительном передвижении войск вперед и в случаях затруднений с подвозом продовольствия. При наличии концентратов можно было немедленно после подхода хозяйственного отделения с кухнями выдавать свежую, горячую пищу; из них особенно удобно было приготовлять пищу во время движения походных кухонь. Благодаря небольшому объему концентратов облегчалась их перевозка и хранение. Концентраты широко использовались в боевых частях действующей армии для приготовления пищи в котлах.


Основной особенностью организации питания войск было регулярное обеспечение действующих частей горячей пищей в любых условиях боевой обстановки, несмотря на трудности, нередко возникавшие по условиям боя. В наступательных операциях при стремительном продвижении наших войск вперед горячую пищу готовили на ходу и действующие войска обеспечивались ею бесперебойно.

Только при исключительно напряженной боевой обстановке приходилось переходить на одноразовое приготовление горячей пищи, которую доставляли на передний край лишь с наступлением темноты.


С момента создания русской регулярной армии существенным недостатком питания войск было отсутствие твердо установленных норм суточного довольствия солдат, в связи с чем питание в разных войсковых частях и соединениях было различно. Нормы довольствия были установлены только в отношении хлеба, соли, крупы и мяса. Остальные продукты не нормировались и должны были приобретаться войсковыми частями на отпускаемые от казны, весьма скромные средства. В различных округах и войсковых частях по-разному разрешался вопрос об ассортименте и количестве «приварочных припасов». Попытки регламентировать суточный солдатский рацион на основе физиолого-гигиенических требований и унифицировать продовольственный паек для армии делались неоднократно. Этот вопрос нередко обсуждался в Военно-медицинском ученом комитете, а также в специально создаваемых комиссиях, которым поручалась разработка норм солдатского довольствия.