close

Источники водоснабжения

Выбор водоисточников для снабжения войск питьевой водой в условиях военного времени является трудным делом. Объясняется это следующими причинами:

1) недостаток времени для тщательной разведки источников;

2) необходимость считаться с условиями боевой обстановки;

3) действия противника, сознательно затрудняющего снабжение водой наступающих войск;

4) неблагоприятные природные гидрогеологические условия местности, занимаемой войсками.

Для получения нужной войскам воды во время войны приходилось пользоваться различными водоисточниками.

Закрытые источники по сравнению с открытыми водоемами давали, как правило, воду лучшего качества, более чистую.

В годы Великой Отечественной войны главными источниками водоснабжения войск были шахтные колодцы. По данным Ф. Г. Кроткова, из учтенных в 1943 г. 29229 водоисточников, которыми пользовались войска, 26 334, или около 90,0%, составляли колодцы. Открытые водоемы (озера, реки, пруды) составляли лишь 4,0% учтенных в войсках источников водоснабжения. То же наблюдалось и на отдельных фронтах (табл. 12). Так, но данным санитарного инспектора по питанию и водоснабжению N-ской армии, зимой 1943 г. из 1339 водоисточников на долю колодцев приходилось 1325, т. е. свыше 99,0%; открытые водоемы составляли только 0,75% эксплуатируемых войсками источников водоснабжения.
Распределение по отдельным видам источников водоснабжения, использованных N-ским фронтом

По отчетным данным фронтовых санитарных инспекторов, в каждой армии эксплуатировалось в среднем от 750 до 1000 шахтных колодцев.

Основными источниками водоснабжения в районе действия ударной группы N-ской армии, по данным Д. К. Васюты и И. И. Харшата, были шахтные колодцы. На ряде безводных участков действия ударной группы армии роты полевого водоснабжения устраивали новые шахтные колодцы, которыми в основном пользовались части и подразделения второго эшелона.

В местностях с высоким стоянием грунтовых вод нередко устраивались очень мелкие колодцы, называемые копанками; они питались грунтовой водой первого водоносного горизонта. Неглубокие шахтные колодцы во многих населенных пунктах достигали только этого горизонта (так называемой «верховодки»). Глубина залегания этого слоя грунтовой воды не одинакова в разных местах СССР: она увеличивается в направлении с севера на юг (на севере — около 1 м и у Черноморского побережья — до 60 м). Так как «верховодка» недостаточно защищена от поверхности земли, возможность ее загрязнения больше, чем для грунтовых вод, расположенных глубже. Загрязнение воды здесь может произойти непосредственно через выгреба и поглощающие колодцы вследствие разрушения фильтрующих слоев почвы, а также в результате перегрузки ее отбросами. Проникновение загрязнений в более глубокие горизонты происходит относительно редко и бывает главным образом следствием наличия трещин в прикрывающих породах или так называемого обнажения, т. е. мест выхода данного водоносного горизонта на поверхность. Стены копанок покрывались досками, жердями, плетнем или же совсем не покрывались. Качество воды в этих колодцах прямо зависело от санитарного состояния почвы. Вода из копанок подвергалась обязательному обеззараживанию.

Многочисленными наблюдениями во время войны было установлено, что загрязнение всякого колодца, и особенно копанки, происходит за счет подтока загрязнений сверху. При заборе воды во время дождя, при таянии снега стекающие с поверхности почвы воды, поступая в колодец, загрязняли и заражали воду. При отсутствии ограждений, особенно в копанках, не исключается возможность попадания в колодцы мышей, что может вызвать вспышку туляремии водного происхождения.

В связи с указанным выше исключительно важное значение для защиты воды от загрязнения имели работы но санитарно-техническому оборудованию колодцев, которые проводились войсками в течение всей войны. К такого рода работам относятся:

1) ремонт сруба,

2) устройство глиняного замка,

3) замощение площадки вокруг сруба радиусом 2 — 3 м и устройство водоотводных канавок,

5) поднятие сруба над уровнем поверхности почвы,

6) снабжение его крышкой,

7) пользование для подъема воды из колодца общим ведром,

8) оборудование колодца водоподъемным приспособлением и пр.

Для выполнения этих работ, имеющих первостепенное санитарное значение, в частях войск создавались небольшие команды под руководством опытных саперов. Особенно тщательно работы по благоустройству колодцев велись на Карельском и Ленинградском фронтах.

Качество колодезной воды определялось глубиной залегания водоносного горизонта, питающего колодец, наличием или отсутствием «крыши» из водоупорной породы, характером и строением грунта, через который вода просачивалась. Вода из глубоких, правильно устроенных колодцев, питающихся вторым или третьим водоносным слоем, отличалась хорошими качествами: она была прозрачной, прохладной, бесцветной, с низкой окисляемостыо, с относительно хорошими бактериологическими показателями.

Мелкотрубчатые колодцы во время войны использовались относительно редко вследствие громоздкого оборудования, а также ввиду наличия большого количества готовых водоисточников в районах расположения войск. Однако там, где мелкотрубчатые колодцы использовались, они давали безукоризненную воду. Принятый в войсках табельный комплект позволял установить трубчатый колодец в течение 2 — 3 часов командой в составе 2 — 4 человек. Для разборки и свертывания колодца достаточно было одного часа. Производительность трубчатого колодца в среднем составляла 20 л/мин.

Устройство более глубоких трубчатых колодцев, подающих воду с глубины многих десятков метров, требовало специального, довольно тяжелого и сложного оборудования и продолжительного времени. Такие колодцы устраивались относительно редко специальными подразделениями инженерных войск (роты глубокого бурения, роты полевого водоснабжения, гидротехнические роты). Глубокие трубчатые колодцы устанавливались в маловодных районах при отсутствии или малой мощности других источников. Вода, получаемая с большой глубины, отличалась высокими качествами: она была прозрачной и бесцветной, с низкой окисляемостыо и ничтожной бактериальной загрязненностью.

Естественные выходы грунтовой воды на поверхность (ключи и родники), которыми пользовались войска, в большинстве случаев давали хорошую воду, особенно если они располагались вдали от населенных пунктов. Во избежание внесения загрязнения в ключевую воду после выхода ее на поверхность силами войсковых частей производился каптаж ее доступными в данной обстановке средствами.

Открытые водные источники (ручьи, реки, пруды и озера) более доступны загрязнению; вода в них считалась подозрительной в санитарном отношении и непригодной к употреблению в сыром виде.

Качество воды открытых водоемов в значительной мере зависело от их размеров. Мощные реки и обширные озера давали неплохую воду, особенно при малой заселенности их берегов. Физико-химические свойства воды открытых водоемов зависели от ряда внешних факторов; иногда вода была окрашена в желто-зеленый цвет (в лесисто-болотистой местности) и содержала значительное количество органических веществ. Высокая окисляемость такой воды часто обусловливалась большим количеством гуминовых веществ — продуктов разложения растений.

Открытые водоемы использовались в тех случаях, когда уровень грунтовых вод стоял слишком низко и устройство шахтных колодцев или копанок было невозможно. Отрывкой колодцев задача водоснабжения решалась полностью, так как колодезная вода обычно не требовала ни осветления, ни обесцвечивания и лишь в крайне редких случаях нуждалась в освобождении от запаха.

После вступления наших войск на территорию Восточной Пруссии условия водоснабжения в отношении качества воды значительно усложнились. Большинство колодцев располагалось вблизи скотных дворов. Цементные стены колодцев заканчивались в 2 — 3 м от поверхности земли, не достигая дна колодца и переходя далее в деревянный, в большинстве случаев сильно обветшалый сруб. Глиняные замки, как правило, отсутствовали. Если учесть наблюдения П. В. Остапеня и других военных гигиенистов, установивших особенное значение подтока сверху для загрязнения воды в колодце, то станет очевидной санитарная опасность такого примитивного оборудования колодцев Восточной Пруссии. Опасность усугублялась низким (не более 10 — 14 см) возвышением сруба над уровнем почвы и отсутствием на колодцах крышек. Ниже приводится таблица лабораторного исследования воды в 80 колодцах Восточной Пруссии (табл. 13).
Гигиенические показатели качества воды колодцев Восточной Пруссии (по И. В. Когану)

К первой группе отнесены колодцы с содержанием хлоридов до 50 мг/л, ко второй — до 100 мг/л и к третьей — свыше 100 мг/л.

Из табл. 13 видно, что вода в обследованных колодцах отличалась высокой окисляемостью, большим содержанием хлоридов и очень низким титром кишечной палочки.

Сопоставление данных лабораторного исследования воды в колодцах в СССР и за границей показывает, что колодезная вода на территории СССР в качественном отношении выше, чем на территории Восточной Пруссии. Нашим войскам приходилось поднимать срубы на 0,75 — 1 м над уровнем почвы, устраивать отводные желоба для стока воды у насосов, производить механическую очистку колодцев с последующей дезинфекцией их хлорной известью. Вода из таких колодцев, как правило, подвергалась обеззараживанию кипячением или хлорированием.

Атмосферная вода для водоснабжения войск применялась относительно редко. Ею приходилось пользоваться только в тех случаях, когда исключалась возможность получить воду иного происхождения. Тогда дождевую воду собирали с помощью специально устроенных площадок, покрытых брезентом или палаточной тканью, а также посредством устройства запруд в естественных углублениях почвы.

Атмосферная вода, как известно, слабо минерализована и приближается в этом отношении к дестиллированной. Однако при прохождении через атмосферу она растворяет газы воздуха (кислород, азот и др.), а также ничтожные количества азотной, азотистой и сернистой кислоты, аммиака, органических веществ, солей натрия, кальция, захватывает пыль и бактерий. Опыт использования дождевой воды показал, что ее качество зависит главным образом от чистоты тех площадок, на которых ее собирают.

Чаще во время войны, особенно на северных участках фронта, приходилось собирать снег. Обычно сбор снега производился с чистых участков, не загрязненных войсками. Эти участки для сбора снега, как правило, выбирались представителями санитарной службы. Чистый снег собирали в ведра, котелки и походные кухни. В этой же посуде его и растапливали.

Иногда растапливание снега производилось в мягкой резиновой таре при помощи кипятка. Из 1м3 рыхлого снега получалось около 100 л воды.

Использование снега для хозяйственно-питьевых целей допускалось лишь при отсутствии других источников снабжения водой при обязательном соблюдении следующих условий: сбор снега должен был производиться с чистых площадок вдали от проезжих дорог и населенных пунктов в специально предназначенную посуду; использовать получаемую воду для питья разрешалось лишь после ее кипячения или хлорирования.

Опыт использования снега во время Великой Отечественной войны показал, что ориентироваться на него для водоснабжения войск не следует, так как снег бывает сильно загрязненным, а кроме того, для превращения его в воду требуется значительное время и большое количество топлива.

Категория: Эпидемиологическое состояние войск Советской Армии в период Великой Отечественной Войны | Добавил: profmed (21.02.2023)
Просмотров: 237 | Теги: Источники водоснабжения | Рейтинг: 0.0/0