close

Табельные санитарно-технические средства

К табельным санитарно-техническим средствам относятся душевые установки, дезинфекционные камеры и прачечное оборудование. Эти средства изготовлялись отечественной промышленностью по заказам Главного военно-медицинского управления в порядке централизованных заготовок.

В Великую Отечественную войну табельные санитарно-технические средства сыграли исключительно важную роль, особенно душевые установки и дезинфекционные камеры.

Душевые установки. Душевые установки развертывались в районах дислокации частой, проходивших санитарную обработку, на берегу реки, озера или другого водоисточника достаточной емкости. При развертывании их предусматривался удобный подъезд к водоисточнику и маскировка. Помещениями для раздевания, мытья и одевания людей служили обычно унифицированные санитарно-технические и санитарно-барачные палатки, которые устанавливались от душевых установок на расстояния длины рукавов, служащих для подачи воды к душевым сеткам. К табельным душевым установкам, состоявшим на снабжении медицинской службы Советской Армии и получившим наибольшее распространение во время Великой Отечественной войны, относятся душевые установки АД, АДП, ОДП-2 и КД.

Душевая установка АД (рис. 1), являвшаяся основной установкой ОДР в Великую Отечественную войну, смонтирована на автомобиле ГАЗ-АА или ГАЗ-ААА. Водогрейных! котел расположен сзади, душевые приборы, всасывающие и напорные рукава и другие принадлежности размещаются впереди. Основной шестеренчатый насос, служащий для подачи воды на 24 сетки (летом), приводится в движение от мотора автомобиля, запасной — ручной — обслуживается двумя качальщиками.

Водогрейная автодушевая установка АД.

Авто душевая установка АД, рассчитанная на механическую подачу воды, ввиду недостачи бензина во время войны, эксплуатировалась при подаче воды ручным насосом на 8 — 12 сеток вместо 24. При этом количестве сеток производительность ее была все же достаточна. Подача воды ручным насосом вызывает большие затруднения — требуется непрерывная работа двух качалыщиков. Приведение авто душевой установки АД в рабочее состояние занимало непродолжительное время. К основным техническим недостаткам АД, выявленным при эксплуатации, необходимо отнести следующие. Дымогарный котел, которым оборудована авто душевая установка АД, недоступен для механической очистки от накипи. Последняя, оседая на трубной решетке, вызывает перегрев ее, вследствие чего наблюдается образование трещин в решетке и расхождение сварных швов. Швы расстраиваются и при ремонте трубной решетки газовой сваркой. Ремонт котла, ввиду малой толщины трубных решеток, весьма труден. Котел смонтирован низко, в связи с чем срывается с петель зольник и отламывается спускной штуцер. Стальная колосниковая решетка сгорает после непродолжительной эксплуатации.

Трубопровод от насоса к котлу в душевой установке АД смонтирован без достаточного уклона, что затрудняет полный спуск воды из системы. Смесительный кран неудобен для пользования. Зубчатый механический насос в работе ненадежен. Насос требует частого ремонта (быстро изнашиваются шестерни). Деревянные стойки душевых комплектов часто ломаются. Поворотные краны душевых сеток непрочны. Подножные решетки, из брусков малого сечения, в осенне-зимний период засасываются в землю.

Душевая установка ОДП-2 (рис. 16) смонтирована на одноосном автоприцепе, буксируемом любыми грузовыми автомобилями. Горизонтально-водотрубный паровой котел закреплен между лонжеронами прицепа. Справа от котла расположен ручной насос Б КФ-2, пароструйный элеватор и все запорные вентили, а слева — подставки для двух душевых приборов на 6 сеток каждый. Ручной насос применяется для первоначального наполнения котла водой и подкачки во время работы.

Душевая установка ОДП-2

Подъем воды из водоисточника и нагнетание ее к душевым сеткам, сопровождаемые нагревом, производятся пароструйным элеватором. Элеватор соединен с паровым котлом паропроводом, имеющим ответлетвление к сифону и для выпуска пара в атмосферу. Душевые приборы укладываются на специальные кронштейны между котлом и запасным колесом. Всасывающие и нагнетательные резино-тканевые рукава укладываются в ящик, подвешенный к раме в передней части прицепа.

Пароэлеваторная душевая установка АДП (рис. 17) является более мощной (имеет 16 душевых сеток). Оборудование ее однотипно с оборудованием душевой установки ОДП-2: паровой котел горизонтально-водотрубного типа, но большей производительности, ручной насос Б КФ-2, элеватор типа НИИСИ № 5. Котел установлен сзади на платформе грузового автомобиля ГАЗ-АА, имеющей вырез для зольника. Насос, элеватор и паропровод расположены справа от котла. Душевые приборы (на 8 сеток каждый) на время перевозки размещаются между котлом и левым боковым бортом, если они складываются: нескладывающиеся приборы располагаются на котле, для чего предусмотрены специальные кронштейны. Всасывающие и нагнетательные рукава, а также принадлежности и запасные части укладывают на платформу впереди котла. При работе душевой установки борта последней откидываются.

Пароэлеваторная душевая установка АДП

Пароэлеваторные душевые установки АДП и ОДП-2 выгодно отличались от душевой установки АД тем, что подача воды на душевые сетки осуществлялась с помощью пароструйного элеватора, не требующего применения мотора или ручного привода. Вместе с тем они оказались недостаточно надежными в работе — не обеспечивали непрерывной подачи воды на душевые сетки. Бесперебойная работа этих установок достигалась при устойчивом давлении пара, которое возможно было при чистых поверхностях нагрева и отоплении котла сухими дровами. Изменения режима топки и питания котла приводят к перерывам в подаче воды на душевые сетки. Развертывание и обслуживание пароэлеваторных душевых установок АДП и ОДП-2 требовали большого навыка. Техническими недостатками пароэлеваторных душевых установок АДП и ОДП-2 надо считать следующие.

Неудовлетворительная компоновка конвективного пучка, составляющего основную поверхность нагрева котла горизонтально-водотрубного типа. Трубы в пучке расположены тесно, что приводит к быстрому засорению их летучей золой и сажей. Поэтому паропроизводительность котла после непродолжительной эксплуатации резко падает. При вводе питательной воды в паросборный барабан котла давление пара быстро падает, особенно зимой. Неудовлетворительна конструкция зольника, допускающая чрезмерную подачу воздуха, вследствие чего происходит охлаждение топочного пространства. Крепление парового котла в душевой установке на прицепе ОДП-2 недостаточно прочное: стойки-раскосы в местах сварки ломаются. Низко расположен вентиль для спуска воды из котла. Пароструйные элеваторы, рассчитанные на максимальную производительность котла, работают с перебоями при пониженной производительности.

Душевая установка КД (рис. 18), смонтированная на двуколке и перевозимая одной лошадью, во время Великой Отечественной войны была использована полевыми банными отрядами для помывки небольших групп людей недалеко от переднего края. Установка рассчитана на обмывание под 6 сетками. Водогрейный котел в походном положении расположен горизонтально, а во время работы — вертикально.

Душевая установка КД

Душевая установка КД в отношении мобильности удовлетворяла предъявляемым требованиям. Существенным ее недостатком является подача воды на сетки ручным насосом.

Пароэлеваторные душевые установки, смонтированные на пароконных повозках типа пулеметной тачанки (ОЭ-2, ОЭ-3), оказались малоподвижными и тяжелыми установками. Поэтому широкого применения во время войны они не имели.

Характеристика душевых установок приведена в табл. 21.
Характеристика табельных душевых установок

Дезинфекционные камеры. В период Великой Отечественной войны в эксплуатации находились две табельные пароформалиновые дезинфекционные камеры: на автомобиле — АПК и автоприцепе — ДКП (ДКП-2). Пароформалиновая дезинфекционная камера АПК (рис. 19) представляла собой одну из основных санитарно-технических установок обмывочно-дезинфекционных рот. Она смонтирована на шасси двухосного или (реже) трехосного грузового автомобиля ГАЗ и допускает единовременную загрузку до 42 комплектов суконно-бумажного обмундирования.

 Общий вид подвижной пароформалиновой дезинфекционной камеры

Собственно камера представляет собой деревянный каркас, обшитый с обеих сторон фанерой, а по ней — кровельной листовой сталью. Для отопления камеры в целях достижения более равномерного прогревания вещей, а также более эффективного подсушивания последних на переднюю и боковые стены подвешены паровые отопительные приборы. На полу расположен свой отопительный прибор, назначение которого состоит в том,. чтобы не допускать чрезмерного охлаждения основания кузова, а значит и интенсивной конденсации пара в зимнее время. Отопительный прибор отсутствует на задней стенке камеры, воспринимающей теплоту, излучаемую паровым котлом. Для загрузки и выгрузки обмундирования служат две двери, на противоположных боковых стенках камеры. Наличие двух дверей позволяло иногда использовать дезкамеру АПК для обработки одежды в стационарных санпропускниках, где загрузочное помещение (загрузка) отделялось стеной от выгрузочного помещения (выгрузка).

Котельное отделение, расположенное позади загрузочного помещения состоит из парового котла прямоточного типа, ручного насоса, закрытого бака и системы трубопроводов. Вода, всасываемая насосом из водоисточника, нагнетается в закрытый бак, откуда поступает в змеевики котла, где превращается в пар.

Пар поступает по паропроводам непосредственно в камеру, отопительные приборы, эжектор, форсунку для распыления формалина; при необходимости пар может быть выпущен в атмосферу.

Пароформалиновая дезинфекционная камера ДКП (рис. 20) смонтирована на одноосном прицепе, буксируемом грузовыми автомобилями. Паровой котел змеевиково-водотрубного типа с естественной циркуляцией «системы Рябова; в установках, изготовленных до 1943 г., он характеризуется производительностью до 90 кг/час, в установках более позднего выпуска — производительностью 45 кг/час. Котел смонтирован впереди камеры (по ходу установки). В дезинфекционной камере ДКП, в отличие от камеры АПК, отопительные приборы отсутствуют.

Общий вид подвижной пароформалиновой дезинфекционной камеры на автоприцепе ДКП

Пароформалиновая дезинфекционная камера АПК как установка, смонтированная на автомобиле, в ходовом отношении имела преимущества перед дезинфекционной камерой на прицепе ДКП. Однако в функциональном отношении она значительно уступала последней. По пропускной способности дезинфекционная камера АПК одинакова с камерой ДКП, но обслуживание ее было значительно сложнее. Техническими недостатками пароформалиновой дезинфекционной камеры АПК, обнаруженными при эксплуатации в военно-полевых условиях, являются следующие.

Производительность парового котла прямоточного типа (40 — 50 кг/час) для такой емкой камеры, как камера АПК, мала. Наличием указанного недостатка объясняется весьма длительный прогрев обмундирования (40 минут и больше). Производительность котла после некоторого периода работы значительно снижается ввиду образования накипи в змеевиках. Режим парообразования в котле весьма неустойчив: пар то перегрет, то слишком влажен. Топка ненадежна в работе — отражательные стальные щитки очень быстро сгорают. Змеевики требуют частой замены вследствие загрязнения накипью, разрывов по шву зимой (ввиду затруднительности освобождения от воды) и сгорания концов, имеющих резьбу. Котельное отделение, смонтированное консольно позади загрузочного помещения и создающее сосредоточенную нагрузку, приводит к перекосу рамы автомобиля, а в отдельных случаях и к излому ее. Задняя стенка камеры сильно перегревалась, что иногда вызывало пожары. В целях пожарной безопасности камеру загружали неполностью. Струны для развески обмундирования недостаточно прочно закреплены в стенках камеры: от натяжения и прогибания вследствие тяжести обмундирования обшивка прорывается. Трубы — распылители пара, расположенные непосредственно по полу, подвержены коррозии и не освобождаются от конденсата. Форсунка системы Шухова плохо поддается регулировке и быстро засоряется.

К основным недостаткам пароформалиновой дезинфекционной камеры ДКП необходимо отнести следующие.

Камера неустойчива на ходу. Большая нагрузка на сцепной крюк приводит к частым поломкам буксирного приспособления тягового автомобиля. При движении назад и крутых поворотах автомобиля быстро расстраивается питательный трубопровод, изгибается вал ручного насоса и разбивается арматура котла, установленная на переднем днище последнего. Отсутствие наружной стальной обшивки (в камерах выпуска 1942 г.) приводит к быстрому разрушению кузова. Недостаточна герметичность внутренней стальной обшивки. Жесткое соединение главного паропровода котла с паропроводом камеры во время движения приводит к обрыву соединения или расстройству паропроводов. Неудобно расположен вентиль пуска пара в камеру — не исключена возможность ожога рук. Термометр, расположенный между котлом и камерой, не всегда показывает истинную температуру. Недостаточна прочность рамы прицепа и крепления котла.

Характеристика табельных пароформалиновых дезинфекционных камер дана в табл. 22.

Характеристика табельных пароформалиновых дезинфекционных камер

Следует указать, что положенного по штату количества душевых установок АД (АДП) и дезинфекционных камер АПК, смонтированных на автомобилях, обмывочно-дезинфекционные роты (ОДР), как правило, не имели. Поэтому недостающее количество автомобильных установок было компенсировано установками, смонтированными на одноосном автоприцепе (ДКП, ОДП-2). Дезинфекционные камеры ДКП придавались также госпиталям и отдельным частям.

Опыт Великой Отечественной войны полностью подтвердил целесообразность концентрации мобильной санитарной техники в одном мощном узле, каким является, например, ОДР, последняя действительно обеспечивает своевременную ликвидацию эпидемических очагов среди военнослужащих и гражданского населения прифронтовой полосы, а также санитарную обработку пополнений. Однако использование санитарно-технических установок, составляющих оснащение ОДР, было бы значительно эффективнее, особенно при текущей санитарной обработке войск, если бы эти установки не были специализированы на душевые и дезинфекционные камеры, а представляли бы собой единые обмывочно-дезинфекционные агрегаты. При оснащении такими комбинированными агрегатами ОДР можно было бы делить на большее число отделений (расчетов), позволяющее одновременно охватить несколько войсковых частей; при этом эффективность работы установок возросла бы значительно. Предполагавшееся до войны рассредоточенное использование санитарной техники, прикрепляемой к отдельным войсковым частям, в ходе Великой Отечественной войны себя не оправдало.

Санитарно-технические установки, смонтированные на шасси двухосного автомобиля ГАЗ-АА, обладали удовлетворительной проходимостью' по полевым и проселочным дорогам. Установки, смонтированные на шасси трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, в ходовом отношении никаких преимуществ не имели. В то же время обслуживание трехосного автомобиля было более трудным, чем двухосного. Санитарно-технические установки, смонтированные на шасси одноосного автоприцепа, в полевых условиях оказались труднопроходимыми. При этом, однако, следует иметь в виду, что почти все установки, смонтированные на автомобилях, не были приспособлены для буксировки прицепов. К тому же автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА вообще как тягачи прицепов по грунтовым дорогам себя не оправдали.

Довоенный расчет на использование жидкого топлива (для отопления котлов и вспомогательных целей) в некоторых установках себя не оправдал. Основным доступным видом топлива служили дрова, изыскиваемые на месте работы.

Существенным тактическим недостатком табельных санитарно-технических установок, использовавшихся в Великую Отечественную войну, следует считать отсутствие синхронизма в работе душевых и дезинфекционных камер. При использовании душевых установок исключительно для гигиенических целей количество душевых сеток превышало требуемое. Этим, с одной стороны, объясняется разрыв в работе душевых установок АД и дезинфекционных камер АПК даже в том случае, если в первых подача воды фактически осуществлялась ручным насосом при 8 — 12 действующих душевых сетках (вместо 24). С другой стороны, разрыв в работе объясняется длительностью процесса обработки обмундирования в дезинфекционной камере АПК (40 — 50 минут).

Категория: Эпидемиологическое состояние войск Советской Армии в период Великой Отечественной Войны | Добавил: profmed (14.02.2023)
Просмотров: 284 | Теги: Душевая установка, санитарно-технические средства, Авто душевая установка АД | Рейтинг: 5.0/1