close

Мероприятия по борьбе с грызунами в очагах туляремии в период Великой Отечественной войны

Тесная зависимость между повышением численности грызунов, развитием среди них туляремийных эпизоотий и возникновением вспышек этой инфекции среди людей определяет важную роль борьбы с грызунами в си схеме противоэпидемических мероприятий при туляремии.

Прежде чем переходить к изложению данных о борьбе с грызунами в очагах туляремии в период Великой Отечественной войны, мы должны остановиться на некоторых принципиальных вопросах. Нельзя не согласиться с мнением A. П. Кузякина, что удельное значение мероприятий по борьбе с грызунами неодинаково в туляремийных очагах разного типа. После того как в годы Великой Отечественной войны были выяснены бытовые и другие закономерности, определяющие неодинаковые пути распространения туляремии среди людей, стало очевидным следующее.

Мероприятия по борьбе с грызунами могут иметь важное значение только в очагах, где распространение этой инфекции связано с заражением людей через воду, пищу и фураж от больных грызунов (мышей и полевок), т. е. в очагах «сельскохозяйственного» и «домового» типов. В зоне трансмиссивных вспышек туляремии, где инфекцию человека переносят кровососущие двукрылые, заражающиеся от грызунов и насекомоядных, борьба с грызунами сравнительно малоэффективна. Препятствием к осуществлению здесь системы мероприятий по борьбе с грызунами является не только характер расселения носителей инфекции (по заболоченным участкам леса и по имам рек), но и обширность территории, н? которой возможно заражение переносчиков. В очагах же «сельскохозяйственного» и «домового» типов эту борьбу можно направить на пункты сосредоточения грызунов (жилые и нежилые постройки, скирды, стога и т. д.). В них и происходит контакт грызунов с человеком и заражение от их выделений и трупов пищи, воды и фуража. Это уточнение не исключает того, что и в очагах трансмиссивных вспышек могут быть участки, где происходит такой же контакт грызунов и людей (в населенных пунктах или при уборке и обмолоте урожая), и там дератизационные мероприятия должны выполняться во всем объеме.

Переходя к обзору мероприятий по борьбе с грызунами в очагах туляремии в годы Великой Отечественной войны, следует разделить этот период на три последовательных этапа. Первый — зима и весна 1941/42 г., когда эти мероприятия были основаны на применении средств борьбы, испытанных в борьбе с грызунами ранее, в условиях довоенного времени. Но обстановка военного периода, особенно в условиях фронтовых районов, сразу же показала недостаточную эффективность прежних приемов борьбы Второй этап — осень и зима 1942/43 г. — характеризуется усиленной разработкой более удобных и эффективных средств борьбы с грызунами, доступных в обстановке действующих войск.

Для первого периода (зима — весна 1941/42 г.) наиболее показательны дератизационные работы, выполненные на одном из южных фронтов. Здесь в условиях степных районов мероприятия по борьбе с грызунами предусматривали истребление домовых мышей и полевок в населенных пунктах, предотвращение заражения колодцев, защиту скирд от грызунов, истребление грызунов при обмолоте и т. д. Эффективность этих мероприятий была, бесспорно, высокой.

Осенью 1942 г., когда повсеместное нарастание численности мышевидных грызунов создало обстановку, благоприятную для возникновения эпизоотий и вспышек туляремии, в ряде практических и научно-исследовательских учреждений начали разрабатывать новые доступные средства борьбы с грызунами.

Можно отметить прежде всего дружную работу медицинских работников военно-санитарной службы и зоологов в осажденном Ленинграде, где, кроме угрозы распространения туляремии, грызуны играли роль в возникновении заболеваний инфекционной желтухой. Под руководством главного эпидемиолога фронта проф. С. В. Висковского биологи И. В. Кажанчиков, А. С. Данилевский и В. Я. Шиперович разработали подробную инструкцию — методические указания по борьбе с грызунами, включающую не только данные о простейших средствах борьбы, но и указания по обследованию видового состава и плотности грызунов с приведением таблицы для определения видов.

Несколько ранее, в августе — сентябре 1942 г., в Научно-исследовательском санитарном институте Красной Армии (НИИСИ) были проведены полевые испытания новых упрощенных и доступных средств борьбы с мышевидными грызунами. В частности, испытывались заготовленные централизованным путем сухие баритовые галеты, а также способ раскопки нор в борьбе с полевками на жнивье.

В этот же период разработку простейших средств дератизации начали некоторые учреждения системы здравоохранения. В Центральном научно-исследовательском дезинфекционном институте Наркомздрава СССР (проф П. А. Свириденко) изучались механические средства борьбы с грызунами (В. Г. Полежаев, Т. П. Барановская), а также новые препараты для истребления грызунов. На Московской наблюдательной станции некоторые усовершенствования техники истребления грызунов ловушками предложил А. П. Кузякин. Объединение усилий военных и гражданских научно-исследовательских и руководящих противоэпидемических учреждений привело к тому, что вскоре из печати вышли инструкции и обзоры, учитывающие условия военного времени, и отдельные работы, подробно излагающие опыт борьбы с отдельными видами грызунов в различных условиях.

Наша задача — осветить основные достижения в области разработки мероприятий по борьбе с грызунами, явившиеся результатом напряженной работы медицинских работников, биологов и специалистов по защите растений как на фронте, так и в тылу.

Профилактические мероприятия, проводимые с целью лишить грызу нов доступа в места обитания людей и хранения продуктов и фуража, издавна привлекали внимание дератизаторов. Но только в годы Великой Отечественной войны в условиях рубежей обороны многих фронтов, тянувшихся среди лесных и степных районов нашей страны, эти мероприятия достигли большого совершенства, несмотря на ряд затруднений в их осуществлении.

Так, известный прием окапывания канавами с ловчими ямами, широко применяемый для защиты от грызунов скирд и стогов (рис. 7), с успехом был использован и для защиты продовольственных складов, палаток, землянок и блиндажей.

Стог, огражденный канавой

Условия зимнего времени внесли новое в этот способ защиты человека от грызунов. Впервые на одном из фронтов продовольственные склады и колодцы, землянки и блиндажи стали ограждать снежно-ледяными стенками (рис, 8), в дальнейшем нашедшими применение и на других фронтах.

Колодец и землянки, огражденные снежно-ледяной стенкой.

Наконец, в условиях лесных заболоченных районов, где применение канав было неэффективно из-за оплывания грунта, использовали обилие лесоматериалов: продовольственные склады и другие сооружения ограждались деревянными заборами с козырьками наверху и бочками-самоловками, защищавшими не только от мелких грызунов, но даже от крыс (рис. 9).

Забор около продовольственного склада для ограждения от грызунов.

В помещениях складов, в землянках и блиндажах также применялись разнообразные способы для предотвращения загрязнения продуктов проникающими туда грызунами.

Жестяные и фанерные козырьки-воронки на ножках столов или у подставок стеллажей для продуктов были одним из наиболее простых приспособлений подобного рода (рис. 10).

Жестяные и фанерные козырьки-воронки на ножках столов

Механические средства истребления грызунов, уже попавших в оборонительные сооружения или в дома и нежилые строения, в годы войны также были просты и удобны и усовершенствованы. Кроме широко организованного производства мышеловок и крысоловок обычного типа (давилка «Геро»), на местах изготовлялись различные самоловки, начиная от ям-ловушек с наклонными стенками, выкапываемых по углам палаток, землянок и других сооружений, и кончая бочками и ведрами-самоловками (рис. 11) и ловушками из консервных банок (рис. 12).

Бочка самоловка грызунов

Ловушка из консервных банок

В лесных районах на одном северном фронте широко применялись деревянные самодельные ловушки ящичного типа. В технику отлова грызунов было внесено изменение, выражавшееся в том, что первый раз ловушки ставились с приманкой, но не настороженными. Грызуны, съев приманку, на следующую ночь подходили к ловушкам уже без боязни, и этим резко повышалась эффективность их истребления. Наконец, раскопка нор полевок, расположенных на небольшой глубине (20 — 30 см), будучи средством не более трудоемким, чем раскладывание отравленных приманок (1 человек при раскопке за 8 часов истребляет грызунов на площади от 0,8 до 1,6 га), позволяла быстро и одновременно очищать от полевок участки жнивья, прилегающие к рубежам обороны.

На рис. 13 показана схема движения рабочих, раскапывающих норы, применимая и к обработке участков, зараженных грызунами, посредством отравленных приманок.

Схема обработки участков, пораженных

Из других механических средств борьбы с мышами и полевками заслуживает внимания истребление их при обмолоте и перекладке скирд и стогов, что проводилось обычно гражданским населением как в целях борьбы с распространением туляремии, так и для сохранения урожая. Обычно в этих работах по перекладке и обмолоту принимали участие лица, переболевшие туляремией или снабженные респираторами из ваты и марли и рукавицами. Однако респираторы оказались малоэффективной защитой: соломенная труха и пыль, очевидно, все же проникали на слизистые оболочки рта и носа работавших на обмолоте и перекладке, и они часто заболевали. Все же, учитывая истребление при этом большого числа грызунов, а также сохранение урожая, приходилось пользоваться и этим мероприятием, особенно при возможности использовать переболевших.

Химические средства борьбы с грызунами также обогатились рядом новых препаратов. В начале войны применяли только небольшой набор ядов, доступных в больших количествах (как углекислый барий —ВаС03, мышьяковистокислый натрий — NaHAs03 и фтористый натрий — FNa2); в дальнейшем пользовались и новыми отравляющими веществами. Центральный научно-исследовательский дезинфекционный институт Наркомздрава СССР впервые в нашей стране синтезировал альфа-нафтилтио-мочевииу и под названием «крысид» применил ее для борьбы с грызунами в различных условиях (В. И. Вашков).

В частности, в освобожденном от немцев Севастополе и на острове Котлин (Кронштадт) силами военно-санитарной службы Черноморского и Балтийского военно-морских флотов были проведены первые массовые эксперименты по борьбе с крысами с помощью этого вещества, доказавшие его высокую эффективность. Фосфористый цинк (Zn3P2) был другим препаратом, который начали применять в СССР для борьбы с грызунами в дни войны.

Сернокислый таллий (TaS04) был широко использован военно-санитарной службой Советской Армии в районах массового распространения мышевидных грызунов в период наступательных операций 1944/45 г.

Наконец, в годы войны испытывались некоторые растительные яды, например, яд мерендере (Mereiidera robusta) и чемерицы (Veratrum album).

Крайне важен для успешного применения ядов в борьбе с грызунами выбор соответствующих концентраций препарата й подбор подходящих, наиболее охотно поедаемых и в то же время недефицитных и недорогих приманок 

Напомним, например, что до  сих пор идет спор о том, какую приманку крысы поедают лучше — с 10% или с 15 — 20% углекислого бария, и бесспорно доказано (А. Я. Алымов), что "крысид" грызуны поедают лучше при концентрации его в 0,5% (73,0% поедаемости),чем в 1% (14,0% поедаемости). Степень влажности приманок также играет важную роль. В то же время несомненно, что в ряде случаев, например, для борьбы с полевками, мышами, а также серыми крысами, с успехом можно применять сухие приманки, как, например, баритовые галеты, которые можно заготовлять централизованно и доставлять за сотни километров.

Из новых видов приманок нужно обратить внимание прежде всего на использование зеленой растительности: травы люцерны — для полевок, мхов и лишайников — для леммингов, полыни — для степных пеструшек.

Очень перспективно применение суспензий нерастворимых ядов, в частности, «крысида», в воде и других жидкостях (А. А. Пасешник). Из наименее дорогих пищевых приманок в годы войны, в особенности на рубежах обороны, с успехом применялся мякиш ржаного хлеба и картофельное пюре. Как и при применении ловушек, оказался целесообразным предварительный подкорм грызунов неотравленной приманкой.

Использование неотравленной приманки в течение одних суток до затравки давало возможность не только произвести учет размещения грызунов на объектах, но и учесть их относительную плотность, а благодаря этому и разложить нужное количество приманок.

Некоторые успехи были достигнуты в годы войны и в области применения бактериальных средств борьбы с грызунами. Так, культуры микроба Данича с успехом применялись в колхозах Московской области, а на острове Котлин (Кронштадт) бактериальный метод борьбы с крысами использовался в сочетании с затравкой «крысидом».

Мероприятия по борьбе с грызунами в годы Великой Отечественной войны во фронтовых условиях организовывались военно-медицинской службой Советской Армии. Непосредственно эти мероприятия в армейских войсковых районах проводились под руководством зоологов СЭЛ и дератизаторов ОДР, персоналом армейских СЭО и ОДР. Именно здесь обычно изготовлялись централизованным путем отравленные приманки, образцы ловушек-самоловок и других средств борьбы с грызунами. Борьба с грызунами включалась в общий комплекс противотуляремийных мероприятий, осуществление которых в соответствии с приказами по фронту, армии и соединению возлагалось непосредственно на командиров частей. Персонал, ведущий дератизацию, начиная с работников санитарной службы и кончая выделенными для проведения борьбы с грызунами командами солдат в частях, инструктировал как на сборах, так и путем непосредственного руководства работой на рубежах обороны, продовольственных складах и в населенных пунктах. На некоторых фронтах в связи с необходимостью скорейшего проведения противотуляремийных мероприятий дератизацию вели специальные противоэпидемические организации, обслуживавшие наиболее важные районы.

Категория: Эпидемиологическое состояние войск Советской Армии в период Великой Отечественной Войны | Добавил: profmed (18.02.2023)
Просмотров: 271 | Теги: Мероприятия по борьбе с грызунами, борьба с грызунами | Рейтинг: 0.0/0