close
В категории материалов: 97
Показано материалов: 21-40
Страницы: « 1 2 3 4 5 »


Медицинский контроль за питанием войск военные медики всегда рассматривали как один из основных видов своей деятельности. «Хорошее питание — основа народного здоровья, так как оно увеличивает сопротивляемость организма болезнетворным влияниям и от него зависит умственное и физическое развитие народа, его рабочая способность и боевая сила», — говорил видный советский гигиенист Г. В. Хлопин.

Питание представляет собой важнейший и постоянно действующий фактор внешней среды, оказывающий влияние на состояние организма и протекающие в нем процессы. Военно-санитарные работники, участвуя в организации питания Советской Армии, тем самым стремились повысить боеспособность и выносливость военнослужащих, а также ускорить выздоровление и, следовательно, возвращение в строй больных и раненых воинов.


В частях и подразделениях, расположенных по побережью, вне населенных пунктов, и не обслуживаемых базовым водопроводом, люди снабжались водой из источников местного водоснабжения. Большей частью это были шахтные колодцы, питаемые водой из поверхностных водоносных горизонтов.

Во время войны санитарному состоянию этих водоисточников уделялось много внимания. Первоочередными задачами здесь являлись учет и паспортизация водоисточников, если это по тем или иным причинам не было сделано перед войной.


Военно-морские базы, которые были расположены в крупных населенных пунктах, воинские части и корабли обеспечивались водой из городского коммунального водопровода. В этом случае санитарный надзор за водопроводной станцией и очистными сооружениями на ней осуществлялся городской санитарной организацией. Но в значительной части военно-морских баз водопроводные сооружения находились в ведении тыла флота и санитарный надзор целиком осуществлялся медицинской службой флота.

В большой части военно-морских баз при централизованном водоснабжении использовалась вода поверхностных водоисточников — рек и озер.


На современных крупных кораблях обычно устраиваются две системы пресной воды и одна система забортной воды. Одна из систем пресной воды — питьевая — подает воду для питья и приготовления пищи. Она автономна и не соединяется с другими системами. Вторая система пресной воды — мытьевая — подает воду к умывальникам, душам и ваннам, в бани и прачечные, для мытья посуды и т. п. Она может соединяться с системой забортной воды, чтобы при недостаче пресной воды во время плавания корабля подать к умывальникам, душам и пр. забортную воду.

На кораблях малого водоизмещения обычно устраивают одну общую систему пресной воды как для питья, так и для хозяйственных надобностей. В этом случае система пресной воды не соединяется с системой забортной воды.

На случай задержки корабля в море или недостачи пресной воды по каким-либо иным причинам корабли обеспечиваются установками для опреснения забортной соленой воды.


В зимнее время проведение санитарных и технических мероприятий по водоснабжению войск значительно усложнялось. Промерзание грунта затрудняло устройство шахтных и трубчатых колодцев; сильные морозы усложняли использование водоподъемных и водоочистных средств; удлинялось время очистки и обеззараживания воды; водные пункты приходилось утеплять или развертывать их в утепленных помещениях.

Естественное тяготение войск к населенным пунктам и дорогам усиливало зимой разбор воды из шахтных колодцев по сравнению с теплым временем года. Следовательно, в предвидении зимы необходимо было заблаговременно позаботиться об увеличении числа колодцев в населенных пунктах и о повышении их производительности.


Особые условия водоснабжения сложились на Ленинградском фронте, где войска длительное время вели активную оборону. Организация полевого водоснабжения войск на северном участке Ленинградского фронта за период с августа 1941 по июль 1944 г. была тщательно изучена E. Е. Аксеновым.

Характер водоснабжения и его особенности на Ленинградском фронте определялись прежде всего гидрогеологическими особенностями местности:

1) обилием открытых водоемов;

2) высоким уровнем стояния грунтовых вод;

3) наличием лесоматериалов, необходимых для устройства шахтных колодцев;

4) относительно малой загрязненностью территории;

5) повсеместной доступностью грунтовых вод;

6) мощностью их залегания, обусловливающей высокий дебит колодцев.


Обеспечение войск водой на марше в предвоенное время строилось на основе следующих расчетов:

1) войска обеспечиваются водой на ночлеге примерно на 65 — 75% суточной потребности, а на большом привале им выдаются остальные 35 — 25%;

2) если большой привал не назначается, то необходимое количество воды заготавливается на месте ночлега или дневки; это количество питьевой воды транспортируется с войсками;

3) к моменту прибытия войск на место ночлега (дневки) или большого привала должно быть заготовлено на каждого солдата не менее 0,5 л питьевой воды и обеспечена выдача этой воды в течение 30 минут; при отсутствии достаточного количества доброкачественной воды на месте необходимый запас ее транспортируется с войсками;

4) на большом привале должен быть обеспечен водой весь личный состав войск по полной норме, а также наполнены походные фляги обеззараженной водой или холодным чаем.


Водоснабжение войск при наступательных операциях представляло сложную задачу как в организационном и техническом, так и в санитарном отношении. Особенно большие трудности возникали во время боевых действий в районах с малым количеством водоисточников.

В таких трудных условиях оказались, например, в калмыцких степях, войска, действовавшие на левом фланге во время Сталинградской битвы. По данным И. Г. Калугина, одна из войсковых группировок при суточной потребности в 2000 м3 воды могла получить за счет имевшихся налицо водоисточников только 600 м3 воды, т. е. несколько больше 1/3 суточной нормы. За время операции только одной гидроротой было устроено 45 новых колодцев. Другой ротой в тылу фронта за это же время было сдано в эксплуатацию 50 новых колодцев


Водные пункты создавались главным образом при затруднениях в обеспечении войск достаточным количеством хорошей воды (например, в маловодных районах, при наличии или при пользовании источниками, питаемыми болотистой водой, требующей очистки и обеззараживания, при необходимости опреснения соленой воды и т. п.).

Обычно они развертывались для снабжения питьевой водой личного состава войск, водопоя, заправки автомашин и пр. Имелись водные пункты батальонные, полковые, дивизионные, армейские тыловые (для обеспечения водой станции снабжения, госпитальной базы и пр.). Водные пункты развертывались на базе шахтных и буровых колодцев, открытых водоемов и пр.


Во время Великой Отечественной войны в войсках были фляги двух типов: стеклянные и алюминиевые. Стеклянные фляги оказались малопригодными для боевой обстановки: они довольно легко разбиваются на марше и особенно при перебежках, во время атаки. При наполнении фляги горячим чаем стекло не выдерживает воздействия высокой температуры и дает трещины; замерзание воды во фляге зимой ведет к тому же.

Все фронтовые и армейские санитарные инспекторы во время войны единогласно требовали замены стеклянных фляг металлическими, главным образом алюминиевыми, которые хорошо противостоят воздействию высоких и низких температур, не бьются на марше и при перебежках и почти втрое легче стеклянных.


Впервые массовое обеззараживание воды в колодцах было введено в русской армии еще во время первой мировой войны. Так, в «Инструкции для очистки и обеззараживания питьевой воды в походе», опубликованной в Военно-санитарном справочнике (Издание Главного военно-санитарного управления, 1916), приводится описание способов дезинфекции воды в колодцах.

В качестве дезинфицирующих средств предлагались:

1) соляная кислота, уничтожающая холерных вибрионов в разведении 0,007% в течение 30 минут;

2) едкая (негашеная) известь, освобождающая воду от холерных вибрионов в разведении 0,0074% через 30 минут;

3) хлориновая (хлорная) известь, быстро обеззараживающая воду при содержании ее в воде 20мг/л.


В годы Великой Отечественной войны в научных учреждениях страны велась разработка новых средств очистки и обеззараживания воды. За это время было сделано несколько предложений, заслуживающих внимания военных гигиенистов.

Так, например, Академией коммунального хозяйства при СНК РСФСР в 1942 г. был разработан и предложен для использования на фронте новый препарат для обеззараживания индивидуальных запасов воды. Это предложение встретило полную поддержку со стороны ГВСУ КА, испытывавшего затруднения с получением достаточного количества таблеток пантоцида.

В результате многочисленных испытаний различных препаратов (соединения закисного и окисного железа, перекиси натрия, гипохлоритов натрия и кальция) Академия коммунального хозяйства остановилась на гипохлорите кальция. Выбор этого препарата диктовался результатами лабораторных исследований, с одной стороны, и относительной устойчивостью гипохлорита кальция при длительном хранении — с другой. Из гипохлорита кальция и бикарбоната натрия готовились таблетки.


Красная Армия к началу Великой Отечественной войны располагала рядом водоочистных установок различной производительности. Эти средства полевого водоснабжения находились в ведении инженерной службы и применялись в войсках главным образом при развертывании водных пунктов (ВП).

Универсальный носимый фильтр (УНФ) предназначался для обеспечения водой малых подразделений (рис. 3). Производительность его 30 — 40 л/ч.


Главной обязанностью работников медицинской службы в области полевого водоснабжения войск было обеззараживание воды. Наибольшее значение имело надежное освобождение питьевой воды от возбудителей брюшного тифа, паратифов, бациллярной дизентерии и туляремии. Остальные инфекции, которые могут передаваться через воду (лептоспирозы, амебная дизентерия, полиомиэлиты и др.), существенного значения в ходе войны не имели.

Средства для очистки и обеззараживания воды, применявшиеся в полевых условиях, должны были действовать и на яйца глистов (аскариды, печеночная двуустка, карликовый цепень и др.).


Под очисткой воды понимают ее осветление и обесцвечивание посредством удаления взвешенных веществ (мути) и устранения окраски. В практике полевого водоснабжения эти процессы (осветление и обесцвечивание) обычно объединяются.

Для очистки воды, как известно, ее отстаивают, коагулируют с последующим отстаиванием или фильтруют.


В плане водоснабжения войск обычно предусматривались мероприятия по санитарной охране водоисточников в целях защиты их от загрязнения. В ходе войны многократно отмечались случаи преднамеренного загрязнения, заражения воды в колодцах. Поэтому охране источников водоснабжения, закрепленных за войсками и тыловыми учреждениями, всегда уделялось должное внимание.

Практика войны показала, что деление территории санитарной охраны, в зависимости от строгости санитарных требований, на три зоны (строгого режима, ограничений и наблюдений) в полевых условиях себя не оправдывает.


При современном состоянии лабораторной техники невозможно дать обоснованное заключение о качестве воды в результате химического, бактериологического или микроскопического анализа. С помощью лабораторного анализа можно получить лишь косвенные указания на возможное загрязнение воды без установления причин загрязнения. Химический анализ может установить наличие загрязнения, но не обнаруживает источника заражения воды. Бактериологические методы анализа не всегда обнаруживают присутствие патогенных микробов в воде, и отрицательное заключение лаборатории еще не означает, что вода безопасна для употребления в сыром виде. Существенным недостатком бактериологического анализа воды является его продолжительность: 2 — 3 дня на определение коли-титра; 3 — 4 дня на выявление холерного вибриона; свыше 3 суток на поиски брюшнотифозной палочки. В условиях непрерывно меняющейся фронтовой обстановки это означает, что в войска результаты бактериологического анализа будут поступать после того, как необходимость в них миновала.


Опыт гигиенического обеспечения войск показал громадное значение своевременно проводимой санитарной разведки источников водоснабжения. Санитарная разведка производилась медицинскими работниками, обычно включаемыми в состав общевойсковой разведывательной группы.

В стрелковом полку и равной ему воинской части, а иногда и в дивизии для разведки обязательно выделялась разведывательная группа с участием врача, военного фельдшера или санитарного инструктора. Иногда санитарная разведка водоисточников организовалась дивизионными врачами или старшими врачами частей самостоятельно. Если предстояло развертывание водного пункта, санитарная разведка водоема производилась совместно с представителем инженерной службы.


Выбор водоисточников для снабжения войск питьевой водой в условиях военного времени является трудным делом. Объясняется это следующими причинами:

1) недостаток времени для тщательной разведки источников;

2) необходимость считаться с условиями боевой обстановки;

3) действия противника, сознательно затрудняющего снабжение водой наступающих войск;

4) неблагоприятные природные гидрогеологические условия местности, занимаемой войсками.

Для получения нужной войскам воды во время войны приходилось пользоваться различными водоисточниками.


Гигиенические требования к воде в условиях военного времени могут быть сформулированы очень кратко: вода для питья и приготовления пищи не должна содержать ядовитых и вредных для здоровья веществ; в ней не должно быть патогенных микроорганизмов; она должна быть прозрачной и бесцветной, не иметь запаха и несвойственного доброкачественной воде привкуса. В отношении воды, предназначенной для удовлетворения хозяйственных нужд (умывание, мытье в бане, стирка белья), требования снижались лишь в отношении физических свойств, т. е. прозрачности, цвета, запаха и вкуса). В наибольшей степени перечисленным выше требованиям отвечала колодезная вода. Этим в значительной мере объясняется широкое использование в войсках именно колодезной воды.