В довоенное время личный состав кораблей большого тоннажа размещался непосредственно на кораблях, а экипажи малых кораблей располагались на берегу в казарменных зданиях. Этот порядок размещения в основном сохранился и на военное время. В строительстве кораблей Военно-Морского Флота предупредительному санитарному надзору отводилось видное место. Проектирование и постройка кораблей производились при участии представителей медицинской службы. Предъявлявшиеся последними гигиенические требования всегда встречали поддержку у кораблестроителей, стремившихся в пределах возможности повысить уровень гигиенических условий жизни на кораблях. В строй вступали корабли, в которых удавалось сочетать требования боевой мощи с удовлетворительными условиями труда и быта личного состава. На крупных кораблях предусматривались все необходимые бытовые помещения: жилые (кубрики и каюты), медицинские (амбулатория, лазарет общий и изоляционный, операционная, аптека, лаборатория, рентгеновский и зубоврачебный кабинет, медицинская кладовая), продовольственно-пищевого назначения (камбузы, кают-компании, кладовые и др.) и санитарно-бытовые (умывальни, бани, прачечные, душевые, гальюны). На кораблях меньшего водоизмещения количество бытовых помещений соответственно сокращается. Нормы площади для бытовых помещений на кораблях, а также требования к вентиляции, освещению отличаются от норм при казарменном размещении людей. Так, например, площадь палубы кубрика на одного человека установлена около 2 м2, вытяжная вентиляция камбузов устраивается из расчета на 35:— 60-кратного обмена воздуха в час, а вытяжная вентиляция гальюнов устанавливается из расчета 20 — 30-кратного обмена воздуха в час. Применявшиеся в предвоенное и военное время нормативы и требования к размещению личного состава на кораблях в основном обеспечивали необходимые гигиенические условия. В ходе войны, особенно в начале ее, была проведена большая работа по приспособлению для нужд ВМФ торговых судов. Все эти корабли подвергались тщательной очистке с одновременной дезинфекцией и дератизацией. Под жилье чаще всего приспосабливались трюмы, для чего в них устраивались койки, нары или рундуки, развешивались подвесные койки, устанавливались столы и шкафчики. Наружный борт с целью теплоизоляции приходилось обшивать деревом (изнутри). В эти помещения подводили пар из системы судового отопления, а при ее отсутствии ставили железные печи. При стоянке этих судов в базах использовалась возможность подачи пара с берега или с судна-отопителя. При переоборудовании требовалось проведение электрического освещения, что не представляло особой трудности на судах, имевших свои динамомашины. Для судов, плававших в южных морях, важно было иметь приспособления, усиливающие естественную вентиляцию. Для этого на некоторых судах устанавливались металлические трубы с дефлекторами, парусиновые виндзейли, а также пропеллерные вентиляторы. Личный состав малых кораблей и береговых частей в довоенное время размещался или в новых казарменных зданиях, отвечавших всем гигиеническим требованиям, или в казармах старой постройки, но модернизированных в соответствии с современными гигиеническими требованиями. Относительно небольшая часть личного состава пользовалась для размещения временными постройками. Проводившееся в предвоенные годы казарменное строительство не могло удовлетворить возросшие с началом войны потребности в жилой площади для размещения личного состава ВМФ. Вопросы размещения личного состава приходилось решать, в зависимости от местных условий. В ряде случаев военные моряки располагались в зданиях общественного назначения: клубах, учебных заведениях, домах отдыха и пр. Кроме того, в начале войны были приняты меры к спешной достройке и строительству новых казарм. Инженерными органами совместно с медицинской службой были составлены нормы, а также санитарные и технические требования к зданиям, которые строились в условиях военного времени. Эти нормы обеспечивали достаточно удовлетворительные условия размещения личного состава. В казармах предусматривались, кроме спален и помещений санитарного узла, сушилка, кладовая и классы для занятий. Вешалки для одежды допускалось устраивать в спальнях в нишах стен. Бараки для временного жилья строились со спальнями на 20 — 25 коек при двухъярусном размещении на нарах или койках. Размеры бараков определялись из расчета 2,8 — 3 м2 пола на одно спальное место. В зданиях для медико-санитарной службы части предусматривались следующие помещения: а) амбулатория, б) палаты, в) изолятор, г) перевязочная, д) аптека, е) кабинеты врачей, ж) канцелярия, з) комната для подогревания и раздачи пищи, и) ванные, к) уборные и умывальные, л) кладовая и гардеробные. Однако решать вопрос о размещении личного состава приходилось, не только форсируя капитальное строительство, но и используя жилища временного типа, устраиваемые силами самих частей. Необходимость устройства землянок определялась и условиями боевой обстановки. Так, на Северном флоте из-за частых бомбардировок с воздуха в землянки переселились даже те части, которые до этого жили в благоустроенных казармах. Устройство землянок вариировало, в зависимости от местных условий: характера грунта, рельефа местности, наличия лесоматериалов и пр. По заглублению в землю землянки делились на три группы: 1) полностью врытые в землю (лишенные естественного освещения), 2) частично врытые в землю, 3) расположенные на поверхности. На Черноморском флоте, как правило, строились землянки, заглубленные в землю на 20 — 30 см. Большинство землянок имело внутренний деревянный каркас, который снаружи засыпали песком и обкладывали дерном. На Северном флоте в связи с недостатком дерева применялся особый тип постройки — каменно-торфяные землянки. Они имели внутренний каркас из сплетенных деревянных прутьев, обложенный снаружи камнем и торфом. Полы в таких землянках делали из каменных плит или оставляли без' настила. В отдельных случаях в котлован целиком спускали сруб крестьянской избы (некоторые части Балтийского флота), который с боков и сверху засыпали песком. Внутренняя планировка землянок была различной. Строились, например, небольшие землянки размером .20 — 24 м2, состоявшие из трех помещений: спальни, кухни и комнаты командира. Были землянки и большего размера с внутренним коридором, с обеих сторон которого располагались спальные помещения. Некоторые землянки не имели тамбура. Размер окон в землянках был различным, в связи с чем резко колебался и световой коэффициент — от 1/10 до 1/100. Землянки, предназначавшиеся для стационарного размещения, стремились обеспечить электричеством. Если это не удавалось, то в случае отсутствия ламп или керосина использовались различные горючие вещества: животные и минеральные масла, воск. Отоплялись землянки преимущественно железными печами малой теплоемкости. Специальные устройства для вентиляции в виде труб, выведенных на крышу, делались относительно редко. Внутреннее оборудование землянок также были довольны различным. Так, на Балтийском флоте в 1943 г. 25,0 % землянок было обеспечено деревянными топчанами, 60,0 % — одноярусными нарами и 15,0 % — двухъярусными. На Северном флоте в некоторых местах из-за нехватки лесоматериалов нар вообще не устраивали и бойцы спали на полу, устланном хворостом и мхом. В ряде соединений и частей при благоприятной обстановке удавалось и в землянках создать удовлетворительные гигиенические условия. Землянки достаточно утеплялись, стены и потолки обшивались досками, а иногда даже фанерой, которая окрашивалась масляной краской, настилались деревянные полы, устраивались окна достаточных размеров, обеспечивавшие световой коэффициент 1/12 — 1/15, проводилось электрическое освещение. Опыт постройки землянок показал, что для предупреждения попадания осадков через крышу удобнее слой глины укладывать на песчаную насыпку, а не наоборот. В случае засыпки песка на глиняную обмазку крыши песок насыщается влагой и после дождей долго не просыхает. Особенно большую работу по строительству землянок и приспособлению жилых и служебных помещений для размещения личного состава пришлось провести в освобожденных от неприятеля населенных пунктах. Нечистоты и отбросы в военно-морских частях, расположенных в городах и крупных населенных пунктах, перед войной удалялись, как правило, средствами коммунального транспорта. При наличии городской канализации здания частей присоединялись к ней. При отсутствии канализации нечистоты вывозились из военных зданий при помощи городского ассенизационного обоза. Этим же порядком удалялись твердые отбросы и мусор. Поскольку более всего был затруднен вывоз, принимались меры к ликвидации нечистот и отбросов на месте их образования и сбора. При этом руководствовались соответствующей инструкцией Наркомздрава СССР и Наркомхоза РСФСР. Выгребные ямы по заполнении засыпали землей, а деревянные каркасные уборные переносили па новое место. Твердые отбросы засыпали землей в тех приемниках, где они собирались. Мусор сжигали или закапывали, для чего нередко пользовались воронками от артиллерийских снарядов или авиабомб. Для предупреждения загрязнения при полевом расположении на отдельных флотах (Северный) был установлен давший хорошие результаты порядок, по которому при изменении дислокации покидающая территорию часть должна была передать ее сменяющей части по акту в удовлетворительном состоянии. В осажденных городах, где на ограниченном участке скапливалось большое количество воинских частей и гражданских лиц, при скученности и нарушениях санитарного режима загрязнение территории могло представлять серьезную эпидемиологическую опасность. Так именно сложились обстоятельства в осажденном Севастополе. В этих условиях громадное положительное значение имело проведение в период с 12 по 22 апреля 1942 г. декадника чистоты. Очистка была проведена на всей территории города. В блокированном Ленинграде зимой 1941/42 г. серьезные опасения вызывало прекращение работы городской канализации из-за промерзания канализационной сети. Это привело к загрязнению дворов и улиц, и здесь громадную роль сыграли работы по массовой очистке. В первой половине марта 1942 г. была произведена генеральная очистка казарм и прилегающих к ним территорий. В том же месяце сотни тысяч ленинградцев принялись за очистку города одновременно в домах, на дворах и улицах, на площадях и скверах. Работы велись днем и ночью. После этой генеральной очистки с апреля 1942 г. в Ленинграде была установлена регулярная очистка, а с лета 1942 г. удалось восстановить городскую канализацию. Весьма сложным оказалось положение в освобожденных населенных пунктах. Канализационные сооружения в ряде этих пунктов были в той или иной степени разрушены, а нехватка водопроводной воды не давала возможности эксплуатировать даже уцелевшие участки канализационной сети. Кроме разрушения канализационных сооружений, в освобожденных населенных пунктах была чрезвычайно загрязнена и территория. Все это требовало развертывания срочных мероприятий по восстановлению канализации и наведению санитарного порядка. Очистка территории обычно производилась путем мобилизации всех ресурсов, вовлечения в это дело всего гражданского населения и личного состава частей и соединений. В городе Пиллау (Балтийск) уже после окончания войны, в период июль — август 1945 г., пришлось выкопать и вновь хоронить трупы людей и животных. После занятия территории этой базы в самых различных местах нашими войсками было обнаружено много могильников с мелко захороненными трупами лошадей. Для оздоровления местности были приняты следующие меры. В первую очередь провели огневую обработку почвы с целью уничтожения личинок мух, затем могильники мелкого захоронения были разрыты и большое количество трупов было вывезено за пределы населенных пунктов, где и зарыто на надлежащую глубину. | |
| |
Просмотров: 374 | | |