close

Банно-прачечно-дезинфекционные (БПДП) и банно-дезинфекционные поезда (БДП)

Банно-прачечно-дезинфекционный поезд и банно-дезинфекционный поезд предназначались для санитарной обработки и стирки белья проходящих воинских эшелонов. В отдельных случаях поезда использовались для банно-прачечного обеспечения воинских частей и госпиталей, дислоцированных в районе расположения поезда.

Банно-прачечно-дезинфекционные и банно-дезинфекционные поезда устанавливались на узловых станциях и работали под руководством санитарно-контрольных пунктов (СКП).

Банно-прачечно-дезинфекционные и банно-дезинфекционные поезда в период Великой Отечественной войны сыграли большую роль в противоэпидемической защите войск. Большая производительность и подвижность этих мощных агрегатов позволяли легко маневрировать ими, направляя их в места наибольшего передвижения или скопления войск. Наличие указанных поездов в период Великой Отечественной войны давало возможность поддерживать санитарно-гигиеническое благополучие передвигавшихся в эшелонах людей.

Банно-прачечно-дезинфекционные и банно-дезинфекционные поезда приобрели особо важное значение в период наступательных операций. Отступая под мощными ударами Советской Армии, немецко-фашистские войска уничтожали не только заводы, фабрики, но и целые поселки, деревни, города, в том числе стационарные прачечные, бани, санпропускники и дезинфекционные установки.

В освобожденных районах но мере восстановления железнодорожного движения санитарная обработка и обеспечение чистым бельем людей, двигавшихся по железным дорогам, в основном производились банно-прачечно-дезинфекционными и банно-дезинфекционными поездами.

Количественные показатели работ, выполненных банно-прачечно-дезинфекционными и банно-дезинфекционными поездами за годы Великой Отечественной войны, видны из табл. 23.
Распределение по годам цифровых показателей отдельных видов работ банно-прачечно-дезинфекционных и банно-дезинфекционных поездов

Работа поездов могла бы быть еще более эффективной, если бы соответствующие начальники медицинской службы всегда уделяли достаточное внимание оперативному использованию поездов.

Передислокация поездов, как правило, отнимала большое количество времени (от 2 до 10 суток). Много времени затрачивалось и на заправку банно-прачечно-дезинфекционных поездов топливом, водой (от 3 до 24 часов). Значительные простои поездов были по причине задержки паровозов при их промывке. Однако несмотря на это, банно-прачечно-дезинфекционные поезда полностью себя оправдали как с тактической, так и с экономической стороны.

Банно-прачечно-дезинфекционный поезд. Значительная часть банно-прачечно-дезинфекционных и банно-дезинфекционных поездов была изготовлена в годы Великой Отечественной войны. Многие из них были построены по высоко патриотической инициативе профсоюзов, рабочих железнодорожных депо и вагоностроительных заводов в подарок Советской Армии.

Вследствие этого отдельные банно-прачечно-дезинфекционные и банно-дезинфекционные поезда несколько отличались друг от друга как по оборудованию, так и по схемам формирования (см. рис. 7).

Банно-прачечно-дезинфекционный поезд (БПДП)

Банно-прачечно-дезинфекционный поезд был рассчитан на полную санитарную обработку от 80 до 100 человек в час и стирку белья в количестве 1600 кг при работе в две смены (по 10 часов в смену).

Опыт Великой Отечественной войны показал, что банно-прачечно-дезинфекционные поезда, имевшие в своем составе больше 17 вагонов, были слишком длинны и требовали для движения более мощных паровозов. В освобожденных районах поезда, имевшие большую длину (20 — 23 вагона), часто не могли быть использованы в необходимых местах из-за недостаточной длины тупиков или запасных путей. Банно-прачечно-дезинфекционные поезда в составе 16 — 17 вагонов использовались значительно полнее, так как они во время работы требовали относительно небольшую длину пути и могли устанавливаться в тупиках.

При изготовлении поездов товарные вагоны, входившие в их состав, утеплялись шевелином и имели с внутренней стороны вторую деревянную обшивку. Отопление товарных вагонов производилось паром от паровоза. Пассажирские вагоны имели водяное отопление. Паропровод от паровоза и водопровод от цистерны были проложены внутри вагонов до вагона кухни.

Освещение вагонов было электрическое от турбогенератора паровоза или от вагона-электростанции.

На случай временного повреждения были установлены запасные свечные фонари. Для прохода из одного вагона в другой между вагонами: душевой, раздевальной, дезинфекционной камерой и одевальной, а также складом грязного белья, прачечной, сушилками и складом чистого белья устанавливались двери и переходные площадки с утепленными суфле специальной конструкции.

Оборудование в банно-прачечно-дезинфекционных поездах было различным по конструкции и емкости стиральных машин, центрифуг, насосов и по устройству паропроводных и водопроводных сетей.

Установка в вагонах основного оборудования (стиральных машин, центрифуг, сушилок, дезинфекционных камер и душевых) в основном производилась одинаково.

Банно-прачечно-дезинфекционный поезд имел два отделения: банно-дезинфекционное — для санитарной обработки людей и прачечное — для стирки белья и обмундирования.

Банно-дезинфекционное отделение в банно-прачечно-дезинфекционном поезде было построено по типу санитарного пропускника и имело в своем составе:

1) вагон-душевую;

2) вагон-раздевальную;

3) вагон-дезинфекционную камеру;

4) вагон-одевальную.

К некоторым поездам дополнительно присоединялся вагон-баня (на 3 — 4 человека) для офицерского состава. Оборудование вагонов банно-дезинфекционного отделения поездов, как правило, производилось по утвержденной схеме (см. рис. 8).

Банно-дезинфекционный поезд (БДП)

Прачечное отделение имело в своем составе:

1) вагон-склад грязного белья;

2) вагон-прачечную;

3) вагоны-сушилки;

4) вагон-склад чистого белья.

Ниже дано краткое описание паровоза и отдельных вагонов банно-прачечно-дезинфекционного поезда.

Паровоз. Банно-прачечно-дезинфекционные поезда имели специально прикрепленные паровозы. Паровоз предназначался для передвижения поезда и подачи пара на стоянках во время работы: на отопление вагонов, нагревание воды в душевой, прачечной и на эксплуатацию дезинфекционных камер и сушилок. Для подачи пара в вагоны паровоз был оборудован специальным паропроводом. Пар из паровоза подавался в вагоны при давлении 3 — 4 атм. Снижение давления пара в паропроводе производилось редуктором или паровым вентилем. Наблюдение за давлением пара в паропроводе осуществлялось при помощи манометра, установленного в будке машиниста (рис. 26).

Паровоз для БПДП

Вагон-котельная, обычна использовавшийся Министерством путей сообщения для парового отопления вагонов пригородных поездов, имел горизонтально-водотрубный котел паровозного типа производительностью 400 — 500 кг пара в час.

В вагоне-котельной были установлены два ящика для хранения топлива и два бака для запаса воды, смонтированные под крышей вагона (рис. 27).

Вагон котельная

Вагон-котельная в банно-прачечно-дезинфекционных и банно-дезинфекционных поездах предназначался для отопления вагонов, подачи пара на нагревание дезинфекционных камер и воды в душевой и прачечной на время ухода паровоза на экипировку. Однако, как показал опыт, вагон-котельная из-за недостаточной паропроизводительности мог обеспечить подачу пара только на отопление вагонов.

Цистерны. Для обеспечения водой вагона-душевой, прачечной и вспомогательных вагонов в составе поездов имелись цистерны емкостью

На тормозной площадке одной цистерны был установлен паровой насос типа «Вортингтон» № 2, предназначенный для подачи воды из цистерны в водопроводную сеть и в запасные баки вагонов (рис. 28).

Цистерны для воды

Некоторые поезда имели дополнительный центробежный насос, установленный на тормозной площадке второй цистерны. Для подачи (перелива) воды самотеком из одной цистерны в другую они были соединены между собой резино-тканевым рукавом диаметром 75 — 100 мм. Для наблюдения за уровнем воды на днищах цистерны было установлено по 2 — 3 пробных крана.

Водопровод от цистерн был проложен до вагона-прачечной включительно. Между вагонами водопровод соединялся резино-тканевыми рукавами. На цистернах имелись дополнительные горловины для заполнения их водой из гидравлических колонок. Для спуска воды цистерны имели сливные аппараты и резино-тканевые рукава длиной от 3 до 4 м.

Вагон-душевая в банно-прачечно-дезинфекционных поездах был оборудован в четырехосном товарном вагоне на 24 или 26 душевых сеток (рис. 29).

Вагон душевая

Душевые сетки в некоторых вагонах располагались в два ряда возле продольных стен вагона и отделялись одна от другой деревянными перегородками (кабинами открытого типа). В некоторых поездах душевые сетки в вагоне располагались в два ряда по центру вагона. Кроме душевых сеток, в вагоне имелись 1 — 2 крана для мытья из тазов. Над крышей вагона-душевой в специальном фонаре располагались 4 бака для горячей и холодной воды емкостью по 1200 л каждый. Баки для воды были снабжены водомерными стеклами, сливными и контрольными трубами и люками для очистки.

Нагревание воды в баках производилось паром, который подавался из паровоза. Для регулирования температуры воды, поступающей в душевую сеть, возле входной двери был установлен смеситель с термометром.

Стены, пол и потолок в вагоне-душевой были обшиты оцинкованной сталью. Пол в вагоне застилался деревянными решетками.

Для спуска воды из душевой и отвода ее от железнодорожного полотна в полу вагона было от 2 до 4 сливных отверстий, к которым присоединялись резино-тканевые рукава или деревянные лотки.

Вагон-раздевальная. Раздевальная оборудовалась в четырехосном товарном вагоне. Вагон-раздевальная разделялся глухой перегородкой на две части: собственно раздевальную и коридор. В помещении раздевальной вдоль наружной стенки и перегородки вагона были установлены две скамейки шириной 35 — 40 см. Над скамейками имелись вешалки-крючки в количестве от 36 до 42 штук. Под каждой вешалкой значились порядковые номера. На крючках развешивались снабженные соответствующими номерами плечики для развешивания обмундирования, подлежащего дезинсекции (рис. 30).

Вагон раздевальня

В перегородке вагона имелись два окна для передачи обуви, которая переносилась непосредственно в вагон-одевальную. Вагон-раздевальная имел пять дверей: для входа в раздевальную, в душевую, в вагон-дезинфекционную камеру, для прохода из душевой в одевальную. В вагоне-раздевальной был сделан коридор для прохода из душевой в вагон-одевальнуто.

Вагон-раздевальная был рассчитан на одновременное раздевание 36 — 42 человек. После раздевания людей их обмундирование передавалось из вагона-раздевальной в вагон-дезинфекционную камеру для дезинсекции. Грязное белье в дезинфекционной камере не обрабатывалось, а собиралось в ящик, установленный в грязном отделении дезинфекционной камеры, а затем укладывалось в мешки и передавалось поезду для обмена на чистое белье.

Вагон-дезинфекционная камера был снабжен двумя пароформалиновыми дезинфекционными камерами, установленными в средней части вдоль продольной оси вагона. Каждая камера была рассчитана на загрузку от 45 до 56 комплектов обмундирования (рис. 31).

Вагон дезкамера

Отделение для загрузки обмундирования в дезинфекционную камеру («грязная» половина) располагалось со стороны вагона-раздевальной. Отделение для выгрузки обмундирования («чистая» половина) было обращено в сторону вагона-одевальной.

Стены, пол и потолок в дезинфекционных камерах, разгрузочном и загрузочном отделениях были покрыты оцинкованной сталью с пропайкой швов оловом. Внизу дезинфекционных камер были установлены батареи, над которыми располагались заменявшие пол деревянные решетки.

Для прохода вымывшихся людей из душевой в вагон-одевальную между дезинфекционными камерами и боковой стенкой вагона имелся коридор, идущий по всей длине вагона.

Нагревание дезинфекционных камер производилось при помощи острого пара, трубчатых и ребристых батарей, установленных вдоль стен и уложенных на полу камер.

Пуск пара в камеру, формалина, регулирование в ней температуры производились дезинфектором со стороны отделения выгрузки обмундирования («чистой» половины). Длительность каждого сеанса дезинсекции, включая время, необходимое на загрузку и выгрузку обмундирования, составляла 45 — 55 минут.

Вагон-одевальная. Для одевания предназначался четырехосный товарный вагон, рассчитанный на одновременное одевание 36 — 42 человек. В вагоне-одевальной имелись три продольные скамьи и необходимое количество вешалок-крючков, пронумерованных, как и вешалки в вагоне-раздевальной. Чистое белье, предназначенное для раздачи вымывшимся, хранилось в специальном шкафу. Обувь, доставленная из вагона-раздевальной, устанавливалась под соответствующими номерами.

Обмундирование после его дезинфекции раздавалось в одевальной каждому на руки (рис. 32).

Вагон одевальня

На процесс одевания требовалось от 7 до 10 минут, но из-за задержки обмундирования в дезинфекционной камере общее время, необходимое для одевания, практически затягивалось до 25 и даже 35 минут.

Выход прошедших санитарную обработку происходил через специальную дверь, расположенную в противоположном конце вагона.

Вагон-склад для хранения грязного белья. Под склад грязного белья отводился четырехосный товарный вагон, разделенный на три отделения: приема и сортировки белья, хранения и замачивания белья и для бучения белья (рис. 33).

В некоторых банно-прачечно-дезинфекционных поездах в вагоне-складе грязного белья было выделено помещение для парикмахерской (на двух парикмахеров).

Вагон-прачечная. Четырхосный товарный вагон-прачечная был оборудован двумя механическими стиральными машинами емкостью по 80 кг каждая и двумя центрифугами емкостью по 25 кг. В некоторых поездах вагон-прачечная оборудовался тремя механическими стиральными машинами емкостью по 32 или 50 кг и 2 — 3 центрифугами емкостью по 10 кг (рис. 34 и 35).

Вагон склад грязного белья и вагон прачечная

В каждом вагоне-прачечной, кроме указанного оборудования, имелось 3 — 4 бака емкостью по 1200 л каждый для запаса холодной и горячей воды. Эти баки располагались в специальном фонаре под крышей вагона. Вода в баки прачечной подавалась из цистерн паровым насосом. Заполнение стиральных машин водой производилось самотеком из баков. Нагревание воды в баках и стиральных машинах производилось паром от паровоза.

Стены и потолок в прачечной были обиты оцинкованной сталью, пол был покрыт метлахскими плитками с уклоном для стока воды через специальные 2 — 4 отверстия в полу, к которым присоединялись резинотканевые рукава или лотки для отвода воды от железнодорожного пути. Дверь для входа в вагон-прачечную располагалась в боковой стенке вагона с правой стороны по ходу поезда. В торцовых стенках вагона имелись двери для прохода в вагон-склад грязного белья и вагон-сушилку. Вентиляция вагона-прачечной осуществлялась 3 — 4 вентиляторами вагонного типа. В летнее время для притока свежего воздуха открывались оконные форточки.

Вагон прачечная

Прачечная, как правило, работала в две смены по 10 часов. За каждую смену стиральные машины выполняли по 5,5 или 6 стирок (циклов). При стирке белья придерживались технологии, изложенной в официальном руководстве. Белье, прошедшее бучение или замачивание, поступало в прачечную в слегка отжатом состоянии и укладывалось в стиральную машину. В целях улучшения качества стирки рекомендовалось дифференцировать загрузку барабанов в зависимости от степени загрязненности белья. Процесс стирки проводился в следующем порядке: после загрузки белья барабан наполняли холодной водой и приводили в движение на 3 — 4 минуты, по истечении которых воду сливали, не останавливая машину. Затем барабан вновь заливали теплой водой температурой 30 — 35° и вторично полоскали 3 минуты.

После второго полоскания воду сливали, барабан наполняли теплой водой температурой 30 —35°, вливали растворы соды и мыла, а затем постепенно пускали пар, с помощью которого в течение 12 — 15 минут вода в барабане доводилась до кипения.

Количество белья, закладываемого в стиральные машины:, зависело от емкости машины и от степени загрязнения белья. В стиральную машину емкостью в 80 кг белье первой и второй степени загрязнения загружалось в количестве 70 кг, третьей степени — 65 кг и четвертой степени — 60 кг. Длительность стирки определялась по табл. 24.
Продолжительность (в минутах) процесса стирки белья, в зависимости от емкости стиральных машин и степени загрязнения белья

После того как белье отстирано, мыльную воду из машины спускали, барабан заполняли чистой горячей водой и подвергали полосканию. Таких полосканий обычно производилось три: сначала горячей, затем теплой и, наконец, холодной водой. Каждый процесс полоскания занимал не более 3 минут.

Для обеспечения хорошего качества стирки и предупреждения порчи белья соду и мыло рекомендовалось вводить в барабан в растворенном состоянии. Щелок для стирки приготовлялся в специальных баках. Зарядка бака производилась следующим образом: в наполненный до половины горячей водой бак закладывалось необходимое количество мелко нарезанного мыла, после чего вода в баке доводилась до кипения, после закипания в бак вводилась сода, предварительно растворенная в холодной воде, и производилось кипячение.

Выстиранное и отжатое в центрифугах белье переносилось из вагона-прачечной в вагоны-сушилки.

Вагон-сушилка. Сушилки в банно-прачечно-дезинфекционных поездах были, как правило, оборудованы в 2 двухосных товарных вагонах. В каждом вагоне-сушилке (рис. 36) было по 4 сушильных камеры (шкафа). Для развешивания белья камеры имели по 2 выдвижных кулисы длиной от 2 до 2,5 м. В нижней части камер были установлены батареи из ребристых или гладких труб для нагревания поступающего в камеру воздуха.

Некоторые вагоны-сушилки имели механические вентиляторы, установленные над камерами. Принцип работы камерных сушилок заключался в следующем: холодный воздух поступал в камеру через люки в полу вагона, проходил через паровые батареи, где подогревался до 55 — 65°, затем, проходя через развешенное белье, вызывал усиленное испарение воды с поверхности развешенного влажного белья и удалялся из камеры через вытяжную трубу.

Вагон сушилка

Сушка белья в камере с естественной циркуляцией воздуха продолжалась от 2 до 2,5 часов; в камерах же, оборудованных механическими вентиляторами,— от 1 до 1,5 часа.

Высушенное белье из вагонов-сушилок переносилось в вагон-склад чистого белья.

Вагон-склад чистого белья. Склад чистого белья оборудовался в 2 двухосных товарных вагонах. Вагон-склад чистого белья имел 1 — 2 стола для разборки белья, два стола для ручного глажения, одну швейную ножную машину и трехъярусные стеллажи для укладки выстиранного белья (рис. 37).

Вагон-склад чистого белья

Белье, поступившее из вагонов-сушилок сортировалось по ассортименту и укладывалось в пачки по 20 — 25 штук. Уложенное белье хранилось на стеллажах до выдачи его клиентам.

Вагон-электростанция. Вагон-электростанция был оборудован электростанцией переменного тока типа ЖЭС-30 мощностью 24 кВт, напряжением 230/400 в. Электростанция работала на керосине, расход которого составлял 520 г на 1 кВт/час, или 12,5 кг/час. Электростанция предназначалась и фактически использовалась для питания моторов стиральных машин, центрифуг и освещения поезда.

В вагоне-электростанции в некоторых поездах была оборудована слесарная мастерская, которая отделялась от электростанции глухой перегородкой и имела отдельную входную дверь.

Вагон-кухня и столовая. Кухня и столовая оборудовались в четырехосном товарном вагоне, разделенном на два отделения: кухню и столовую. Для кухни отводилась третья часть вагона. Между кухней и столовой была установлена глухая перегородка, в которой имелись дверь и окно для раздачи пищи. Кухня оборудовалась плитой с 2 камфорками и духовкой, кипятильником типа «Титан», раковиной для мытья посуды, шкафом для хранения продуктов и посуды и необходимым поварским инвентарем. Над крышей вагона в специальном фонаре имелся бак для запаса воды емкостью 1200 л. Заполнение бака водой на стоянках производилось вручную из цистерн или водоразборной колонки (рис. 38).
Вагон кухня, столовая

Столовая имела 6 или 8 столов и 24 — 32 табурета. В вечернее время помещение столовой использовалось как клуб для команды поезда. В некоторых поездах клуб был оборудован в специальном пассажирском вагоне.

Вагон-штаб и общежитие. Под штаб и общежитие личного состава в некоторых банно-прачечно-дезинфекционных поездах использовался четырехосный жесткий вагон.

Для размещения штаба-канцелярии в одном крайнем купе вагона перегородка была перенесена до двери второго купе. В остальной части служебного вагона было общежитие.

Второй пассажирский вагон использовался для общежития команды поезда.

Вагон-склад продуктов и хозяйственного инвентаря. Под склад продуктов и хозяйственного инвентаря приспособлялся двухосный товарный вагон с тормозной площадкой. Вагон-склад был оборудован стеллажами; в некоторых поездах в складе продуктов дополнительно устанавливался ларь для овощей.
Кроме перечисленных вагонов, на время передислокации к банно-прачечно-дезинфекционному поезду присоединялась двухосная платформа, предназначенная для перевозки грузовой автомашины.

Банно - дезинфекционные поезда были менее громоздкими, так как в их состав не входила прачечная группа. Составы этих поездов, сформировывались и оборудовались в годы Великой Отечественной войны как по официальному руководству, так и по патриотической инициативе трудящихся.

Формирование данных поездов в основном производилось по следующей схеме: паровоз, цистерна, вагон-котельная, вагон-душевая, вагон-раздевальная, вагон-дезкамера, вагон-одевальная, вагон-склад чистого белья, вагон-общежитие, вагон-склад грязного белья вагон-кухня.
 

Банно-дѳзинфекциоиный поезд отличался от банно-прачечно-дезинфекционного тем, что не имел прачечного отделения. Поэтому для стирки обменного фонда белья банно-дезинфекционному поезду приходилось пользоваться стационарными прачечными или полевыми прачечными отрядами. Доставка грязного белья в прачечную и чистого белья на поезд производилась на автомашинах или по железной дороге.

В связи с отсутствием прачечной в банно-дезинфекционном поезде не было и вагона-электростанции, а для запаса воды имелась только одна цистерна емкостью 36 или 50 м3.

Оборудование вагонов для банно-дезинфекционного отделения, вагона-кухни и вагонов для хранения белья и имущества было таким же, как и соответствующих вагонов банно-прачечно-дезинфекционного поезда.

Оба вида поездов сыграли огромную роль в санитарно-гигиеническом и противоэпидемическом обеспечении войск Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. В то же время при эксплуатации во фронтовой и тыловой обстановке были обнаружены некоторые их недостатки, которые трудно было предвидеть при конструировании и формировании поездов.

Выше уже указывалось, что некоторые банно-прачечно-дезинфекционные поезда имели в своем составе слишком большое количество вагонов. Кроме того, вообще возможность передвижения поездов только по железным дорогам ограничивала до известной степени возможность их оперативного использования. Этот недостаток хотя и искупался большой мощностью поездов, но все же порождал значительные трудности.

В условиях обороны, особенно длительной, примером которой может служить Ленинградский фронт до начала 1944 г., банно-прачечно-дезинфекционные и банно-дезинфекционные поезда оказывали военно-медицинской службе в противоэпидемической защите войск неоценимые услуги. При наступательных же операциях, когда продвижение войск Советской Армии приняло невиданные до тех пор по своей быстроте темпы, наступающие войска отрывались от железнодорожных коммуникационных линий на большие расстояния. При своем отступлении противник подрывал железнодорожные пути с такой тщательностью, что восстановление движения по железным дорогам значительно отставало от стремительного продвижения войск. Эти обстоятельства не могли не отражаться на оперативном использовании поездов. Для размещения поездов па железнодорожных станциях необходимы были свободные, достаточно длинные и хорошо замаскированные тупики. Маскировка поездов была делом далеко не легким, тем более что крупные железнодорожные узлы, на которых преимущественно размещались поезда, являлись объектами, привлекающими авиацию противника.

Значительное удаление вагона-прачечной от паровоза, предусмотренное типовой схемой, ухудшало работу стиральных машин из-за недостатка пара по мере расхода его на отопление впереди стоящих вагонов.

Вагон-склад чистого белья располагался на значительном расстоянии от склада продуктов, вагона-кухни и электростанции, что заставляло выделять дополнительную охрану.

Для устранения этих недостатков поезда, сформированные по типовой схеме, приходилось переформировывать в процессе их работы.

В типовых схемах для оборудования дезинфекционных камер и кухни были предусмотрены двухосные товарные вагоны. Опыт войны показал, что двухосные вагоны для оборудования в них дезинфекционных камер или кухни и столовой оказались непригодными из-за недостаточной площади вагона.

В типовые схемы не был включен вагон-склад продуктов, материалов, запасных частей и интендантского имущества. Опыт работы поездов показал, что такого рода вагон необходим; к поездам, его не имевшим, обычно присоединялся дополнительный двух- или четырехосный товарный вагон.

Разнообразное назначение вагона-склада требовало выделения в нем специальной продовольственной кладовой, хорошо изолированной от помещений для хранения различного инвентаря и хозяйственного имущества.

Некоторые банно-прачечно-дезинфекционные поезда и значительная часть банно-дезинфекционных поездов имели только одну цистерну емкостью 36 или 50 м3. При наличии одной цистерны запаса воды в банно-прачечно-дезинфекционном поезде было достаточно для работы только на протяжении 4 — 5 часов, а в банно-дезинфекционном поезде — 7 — 8 часов. Из-за недостаточного запаса воды поезда были вынуждены делать перерывы в работе, что значительно сокращало их производительность.

В состав некоторых поездов был включен вагон-котельная, который практически не использовался, так как его паровой котел имел недостаточную паропроизводительность и при уходе паровоза на экипировку поезд должен был прекращать работу. Вагон-котельная в отдельных случаях использовался только для отопления вагонов поезда, в большинстве же случаев он не работал совсем. Немалую роль в этом отношении играла трудность обеспечения его топливом. Места для хранения большого запаса топлива в вагоне-котельной не было, вследствие чего топливо приходилось доставлять ив тендера паровоза вручную. По указанным причинам вагон- котельная был исключен из состава большинства банно-прачечно-дезинфекционных и банно-дезинфекционных поездов.

Банно-дезинфекционное отделение в поездах не было приспособлено для одновременной (но раздельной) санитарной обработки мужчин и женщин. Женщинам приходилось ждать момента, когда появится «разрыв» между отдельными воинскими частями, проходящими санитарную обработку.

При санитарной обработке людей время, достаточное для мытья людей в душевой, не совпадало со временем, необходимым для дезинсекции обмундирования. Один сеанс дезинсекции обмундирования в дезинфекционной камере (включая время на загрузку и выгрузку) занимал не меньше 40 — 50 минут, тогда как для мытья людей в душевой было достаточно 15 — 20 минут.

Длительность сеанса дезинсекции обмундирования объяснялась чрезмерно большим объемом камер (до 7,5 м3), недостаточным сечением паропровода (3/4 дюйма) для подачи острого пара в дезинфекционную камеру и низким давлением пара, поступающего из паровоза (2 — 3 атм.) Для сокращения длительности дезинсекции необходимо увеличение диаметра паропровода до 1 — 1,5 дюйма и повышение давления пара до 4 — 5 атмосфер.

Такие разрывы во времени между мытьем людей и дезинсекцией их обмундирования наблюдаются при работе и других санитарных пропускников. В банно-прачечно-дезинфекционных поездах основным достоинством санитарных пропускников является подвижность, но они имеют и ряд неудобств, связанных с особенностью их конструкции, я именно: при наличии санитарного пропускника, состоящего из 4 — 5 разнотипных по оборудованию вагонов:    душевая, раздевальная, дезинфекционная камера и одевальная и выход из строя одного из вагонов влек за собой прекращение работы всего банно-дезинфекционного отделения.

Но еще более серьезным недостатком санитарных пропускников поездного типа был длинный переход из душевой в одевальную, составляющий около 45 м.

Установленные между вагонами в банно-прачечно-дезинфекционных и банно-дезинфекционных поездах переходные тамбуры (суфле) сложны по конструкции, они были дороги и быстро изнашивались (гнили). Ремонтировать же их в полевых условиях не представлялось возможным.

Производительность вагона-прачечной в банно-прачечно-дезинфекционном поезде была больше, чем пропускная способность вагонов-сушилок. Вагон-прачечная в среднем за одну смену (при шести оборотах машин) пропускал от 600 до 800 кг белья, или 1200 — 1600 кг за две смены при работе каждой смены по 10 часов.

Вагоны-сушилки за это же время (две смены) могли высушить от 800 до 1  300 кг белья. В результате получалось накопление выстиранного белья в прачечной, и поезда вынуждены были сокращать производительность вагона-прачечной до пропускной способности вагонов-сушилок или оборудовать дополнительно вагон-сушилку в четырехосном вагоне.

Повысить пропускную способность существующих сушилок в банно-прачечно-дезинфекционных поездах возможно было лишь путем установки на сушилках механических вентиляторов, увеличения поверхности воздухонагревательных батарей и повышения давления пара, подаваемого в батареи, до 3 — 4 атмосфер.

В вагоне-складе грязного белья, разделенном на три отделения (разборка белья, бучение и замачивание, а так же хранение белья), неудобство для работы создавалось из-за обилия дверей и узких проходов. Отделение для хранения грязного белья оказалось недостаточным по размерам, вследствие чего поезда быстро переполнялись грязным бельем. Установленные в складе грязного белья два или четыре дезинфекционных бучильника не использовались, так как белье инфекционных больных поезд не принимал. Дезинсекция белья, как правило, происходила в процессе его стирки в механических стиральных машинах. В большинстве случаев администрация банно-прачечно-дезинфекционных поездов при очередном ремонте отдавала распоряжение переделать вагон-склад грязного белья: сломать перегородки, демонтировать дезинфекционные бучильники и на их место установить стеллажи для белья.

В некоторых поездах в вагоне-складе грязного белья при его переделке выделялось помещение для парикмахерской

Крупным недостатком банно-дезинфекционного поезда являлось отсутствие в его составе прачечной для стирки обменного фонда белья и грузового автомобиля для обслуживания поезда.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что отсутствие прачечной в банно-дезинфекционном поезде вызывало значительные трудности по обмену грязного белья на чистое. Отсутствие прачечной в банно-дезинфекционном поезде значительно сокращало его пропускную способность; имелось много случаев простаивания поезда из-за отсутствия чистого белья.

Исходя из опыта работы поездов в период Великой Отечественной войны и учитывая отмеченные недостатки, можно прийти к выводу, что формирование банно-прачечно-дезинфекционного поезда должно было бы производиться по следующей схеме: две цистерны емкостью по 50 м3; вагон- котельная (с более мощным паровым котлом); четырехосные товарные — вагон-душевая на 20 душевых сеток с отдельной кабиной на 2 человека для мытья офицеров; вагон-раздевальная, вагон-дезкамера, вагон-одевальная с 4 скамейками, вагон-склад грязного белья с отделением для парикмахерской, вагон-прачечная, два вагона-сушилки, вагон-склад чистого белья, вагон-электростанция с отделением для слесарной мастерской, вагон-кухня и столовая, вагон-штаб и вагон-общежитие, вагон-склад продуктов и хозяйственного инвентаря (четырехосный или двухосный товарный с тормозной площадкой).

Предлагаемый состав банно-прачечно-дезинфекционного поезда по количеству вагонов совпадает со схемой типового поезда. Различие заключается лишь в том, что вместо вагона для починки и разборки чистого белья в хвост поезда включается вагон-склад продуктов и хозяйственного инвентаря. Предлагаемые изменения касаются главным образом некоторых деталей оборудования отдельных вагонов, как-то: увеличение мощности парового котла вагона-котельной, выделение офицерской кабины в вагоне-душевой, выделение помещения парикмахерской в вагоне-складе грязного белья за счет площади, занимаемой бучилышками, и организация слесарной мастерской в вагоне-электростанции.

Подводя итоги описанию действовавших в годы Великой Отечественной войны банно-прачечно-дезинфекционных и банно-дезинфекционных поездов, можно с полным основанием признать, что поезда сыграли огромную роль в деле гигиенического обслуживания и противоэпидемической защиты Советской Армии. Столь же велико было их значение в банно-прачечном и дезинфекционном обслуживании советских людей, проживавших на временно оккупированной фашистами территориях, а также возвращавшихся на родину из фашистской неволи.

Основная идея формирования и оборудования банно-прачечно-дезинфекционных и банно-дезинфекционных поездов была правильная и вполне себя оправдала. Опыт эксплуатации банно-прачечно-дезинфекционных и банно-дезинфекционных поездов и внесенные изменения в конструкцию поездов во время войны дали материалы для дальнейшего усовершенствования санитарной техники Советской Армии.

Категория: Эпидемиологическое состояние войск Советской Армии в период Великой Отечественной Войны | Добавил: profmed (15.02.2023)
Просмотров: 437 | Теги: банно-дезинфекционные поезда (БДП), Банио-прачечно-дезинфекционные (БПД | Рейтинг: 0.0/0