close

Дизентерия

Войска Красной Армии в предвоенные годы давали низкие показатели заболеваемости дизентерией. В период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. среди главнейших инфекционных заболеваний военного времени (паразитарные тифы, кишечные заболевания) дизентерия заняла первое место. Необходимо указать, что точный раздельный учет заболеваемости острой и хронической дизентерией в годы войны не везде возможно было организовать, поэтому многие случаи рецидивов хронической дизентерии могли регистрироваться как свежие заболевания! Указанное обстоятельство, несомненно, несколько увеличило количество зарегистрированных заболеваний по сравнению с фактическим их числом.

Распределение заболеваемости дизентерией по годам войны было следующим: на первый год войны приходится 17,2% всей заболеваемости на фронтах и в округах, на второй год — 36,2% , на третий — 24,6% и на четвертый — 22,0%. Как видно из приведенных цифр, максимальное количество заболеваний дизентерией приходится на второй год войны, т. е, на время с 1 июля 1942 г. по 1 июля 1943 г., а затем наблюдается последовательное снижение заболеваемости. В общей сумме заболеваемости дизентерией фронты и военные округа представлены примерно одинаковыми долями. На фронты за 4 года войны приходится 48,75% всей заболеваемости дизентерией и на округа — 51,25%. В первый год войны заболеваемость преобладала в действующих войсках, а затем на первое место выдвинулись округа. В 1941 г., несмотря на тяжелые условия боевой деятельности войск, заболеваемость дизентерией не только не дала роста, но даже оказалась значительно ниже заболеваемости 1940 г. Это может быть объяснено в первую очередь тем, что в 1941 г. наши войска вели боевые действия на территории, как правило, вполне благополучной по дизентерии, и получали пополнение, свободное от кишечных инфекций.

Причины заболеваний дизентерией в войсках были тесно связаны с условиями боевой деятельности войск. Наиболее существенными из них являлись: концентрация на ограниченных территориях крупных войсковых соединений, загрязнение территории, затруднения в выполнении требований личной гигиены, пользование случайными водоисточниками, контакт с населением в местах расположения войск и затруднения в проведении мероприятий по быстрому выявлению и изъятию больных из действующих войск. В ходе войны санитарное состояние населенных пунктов, территории в районах боевых действий и в оккупированных противником районах резко ухудшилось. Как известно, враг, оставляя населенные пункты, разрушал жилой фонд и объекты коммунального хозяйства в них.

Наряду с заболеваниями дизентерией, в частях армии регистрировались также легко протекавшие колиты и энтероколиты. Число их в среднем по отношению к заболевшим дизентерией выражалось отношением 3 : 1, т. е. трое больных энтероколитами приходились на одного больного дизентерией. На отдельных фронтах и в тыловых округах это соотношение изменялось до 1:8 и даже 1:10.

Наибольшая заболеваемость дизентерией в первый год войны была зарегистрирована в войсках четырех фронтов, давших в совокупности почти 3/4 заболеваний в действующих войсках. Ведущее место среди них принадлежало Ленинградскому фронту. Во второй год войны заболеваемость дизентерией в несколько повышенных размерах наблюдалась на одном из южных фронтов.

В дальнейшем во вторую половину войны заболеваемость дизентерией при общем продолжавшемся снижении ее в действующих войсках нивелируется, не давая заметных вспышек на каких-либо определенных фронтах или в группах войск.

Анализ причин заболеваемости дизентерией, по данным всех фронтов, дает основание сделать выводы, что количество случаев обострения хронической дизентерии составляло 30,0 — 45,0% всех заболеваний, повышаясь на отдельных фронтах в зимне-весенний период до 52,0 — 55,0%.

Значительное число заболеваний приходилось на случаи контактных заражений в частях при соприкосновении с больными хронической и острой дизентерией, несвоевременно выявленными и не изъятыми из частей. Этот источник заражения был отмечен в среднем у 25,0 — 30,0% больных дизентерией.

Заражение при контакте войск с эпидемическими очагами среди гражданского населения отмечалось значительно реже и составило в среднем 10,0%.

В остальных случаях источники заражения остались неустановленными. Можно считать, что главная роль в распространении дизентерии в годы войны принадлежала больным дизентерией, находящимся в составе войск, причем особенно велико было значение больных хронической дизентерией. Контакт с гражданским населением не имел большого влияния на заболеваемость дизентерией в войсках.

Значение больных хронической дизентерией возрастало при ухудшении общей санитарной обстановки и качества питания.

Бациллярная дизентерия в годы войны протекала, как правило, легко. В инфекционных госпиталях фронтов и тыла очень редко можно было встретить больных с тяжелыми токсическими формами дизентерии. Обычно период острого проявления болезни равнялся 3 — 4 дням. Так как основная масса больных дизентерией попадала в инфекционные госпитали не раньше этого срока, то врачам последних приходилось ставить диагноз часто лишь на основании анамнеза и сопроводительных документов больного. Широкое применение для лечебных целей сульфаниламидных препаратов и дизентерийного бактериофага, начиная с передовых этапов эвакуации, способствовало быстрому купированию дизентерийного процесса и в большой степени затушевывало клинические проявления дизентерии в случаях применения неправильной методики лечения.

Летальность от неосложненной дизентерии колебалась в среднем по отдельным фронтам от 0,5 до 1,0%.

Можно было ожидать, что за годы войны при больших перемещениях миллионов людей, а также вследствие временной оккупации части территории Советского Союза фашистскими войсками, побывавшими до этого во многих странах Европы и за ее пределами, произойдут изменения в распределении типов возбудителей бациллярной дизентерии.

По литературным данным, в Германии, например, значительное число заболеваний дизентерией вызывается типом Зонне. Во время войны в войсках противника почти на всех фронтах были широко распространены дизентерийные заболевания, что в свою очередь оказывало влияние на заболеваемость гражданского населения, находившегося на временно оккупированной территории. В войсках Советской Армии типы возбудителей дизентерии, выделяемые от больных, характеризовались почти повсеместным и абсолютным преобладанием типа Флекснера над остальными. Этот тип составлял 80,0 — 85,0% всех выделенных от больных возбудителей. Несравненно меньшая роль в заболеваниях дизентерией принадлежала типу Григорьева-Шига.

За годы войны тип Григорьева-Шига в среднем выделялся в 7,0 — 8,0%. Примерно 5,0% выделенных штаммов дизентерии приходились на тип Штуцера, около 1,0% — на тип Зонне. Остальные типы дизентерии встречались довольно редко. Общий процент положительных бактериологических находок от дизентерийных больных колебался от 10,0 — 15,0 до 30,0 — 35,0, редко поднимаясь выше на отдельных фронтах.

Таким образом, типаж возбудителей дизентерии за время войны не дал резких изменений по сравнению с предвоенными годами.

Меры профилактики и борьбы с дизентерией проводились комплексно ; по системе, разработанной Главным военно-медицинским управлением Советской Армии.

В целях предупреждения заноса заболеваний с пополнениями проводилось тщательное карантинирование в запасных частях всех мобилизованных в армию как в тылу, так и на фронте.

Противоэпидемические мероприятия по борьбе с дизентерией внутри воинских частей проводились комплексно. Сюда относились, с одной стороны, меры, направленные на выявление, учет и оздоровление больных хронической дизентерией. Внимание концентрировалось на военнослужащих, перенесших дизентерию в течение последних двух лет, а также на всех страдающих хроническими заболеваниями кишечника. Такие лица тщательно выявлялись, учитывались и подвергались систематическому клиническому изучению и обследованиям с использованием методов бактериологии, копрологии и ректороманоскопии. Эта кропотливая работа получила широкое распространение на фронтах и в округах. Параллельное использование методов бактериологических и ректороманоскопических исследований позволило правильно подходить к вопросам диагностики дизентерийных заболеваний, более полно выявлять хронических больных и контролировать полноту выздоровления. Выявленные и взятые на учет больные хронической дизентерией госпитализировались и подвергались лечению. Лечение заключалось в применении сульфаниламидных препаратов, дизентерийного бактериофага, повторной иммунизации, а также в соответствующем режиме и лечебном питании. В случаях неполного выздоровления, несмотря на длительное пребывание в лечебном учреждении, допускалось возвращение больных хронической дизентерией в части, где * они находились под непрерывным медицинским наблюдением и отстранялись от всех работ, связанных с опасностью заражения воды и пищевых продуктов. Военнослужащие, переболевшие дизентерией за два последние года, подвергались обследованиям на бациллоносительство, независимо от наличия или отсутствия у них патологических явлений со стороны кишечника. Процент положительных бактериологических находок от указанных лиц равнялся в среднем 1,5 — 2,0. С целью выявления бациллоносителей периодически производилось обязательное бактериологическое обследование на бациллоносительство военнослужащих, работающих на пищевых блоках, хлебозаводах и продовольственных складах.

Результаты повторных обследований за годы войны, полученные путем сотен тысяч исследований, показали, что средний процент положительных находок возбудителей дизентерии у ранее переболевших равнялся 0,8 — 0,9%, давая по отдельным фронтам значительные колебания.

Систематическая работа проводилась также по активному раннему выявлению в войсках больных дизентерией, а также больных острыми кишечными заболеваниями. Такие больные первично изолировались в изоляторах частей или медсанбатов, а затем по истечении 1 — 2 суток или возвращались в связи с выздоровлением в свои части, если диагноз дизентерии клинически не подтверждался, или направлялись после уточнения диагноза (главным образом на основании систематического наблюдения за стулом больного) в инфекционные госпитали. Естественно, что только при раннем выявлении больных можно было путем изоляции и проведения противоэпидемических мероприятий воздействовать на распространение дизентерийных заболеваний в войсках в сторону их сокращения. В целях выявления больных поносами в войсках округов и фронтов широко использовался метод опроса личного состава. Все военнослужащие, заявившие о заболевании, направлялись на медицинские пункты для установления характера заболеваний. Там, где метод опроса полностью не достигал цели, устанавливались посты наблюдения около полевых ровиков также для быстрого выявления больных, которые по тем или иным причинам не заявляли о своем заболевании. При наличии подозрений на дизентерию больные изолировались, а в очагах (в подразделениях, откуда были выявлены больные) проводились все необходимые противоэпидемические мероприятия (дезинфекция, фазирование лиц, контактировавших с больными, медицинское наблюдение за ними за период инкубации).

Представление о сроках изоляции и госпитализации больных дизентерией дают следующие цифры, полученные при изучении этого вопроса на достаточно большом материале округов и фронтов (табл. 28).
Таблица 28
Первичная изоляция и госпитализация больных дизентерией

Случаи запоздалой изоляции относятся преимущественно к легко протекающим заболеваниям, вследствие чего больные не заявляли о своей болезни и не обращались за медицинской помощью.

При выписке из лечебных учреждений военнослужащие, перенесшие дизентерию, подвергались обязательному повторному бактериологическому обследованию, а в некоторых лечебных учреждениях ректороманоскопии, после чего брались на учет и проходили в частях периодический бактериологический контроль. За ними устанавливалось также медицинское наблюдение.

На отдельных фронтах с целью уменьшения возможности рассеивания инфекции реконвалесцентами практиковалось создание при медико-санитарных батальонах команд из числа реконвалесцентов, выписавшихся из лечебных учреждений после перенесенной дизентерии. Эти команды находились в условиях повышенных требований к соблюдению личной и коллективной гигиены и под строгим медицинским наблюдением. Срок пребывания в этих командах равнялся 3 — 4 неделям. Значительного распространения это мероприятие не получило.

Особое место в системе мероприятий, направленных на профилактику дизентерии, занимали общие гигиенические мероприятия. Они заключались в поддержании личной гигиены, очистке территории, занимаемой войсками, уборке и обеззараживании нечистот, снабжении войск доброкачественной водой.
Для создания иммунитета против дизентерии в войсках широко применялись предохранительные прививки, проводившиеся в предвоенные годы и в начале войны исключительно дизентерийной вакциной по Безредке, а позднее, с 1942 — 1943 гг., и подкожными дизентерийными вакцинами (поливакцина НИИСИ, дизентерийная дианавакцина).

Дизентерийная вакцина по Безредке хотя и обладала сравнительно небольшой эффективностью, но в комбинации с дизентерийным бактериофагом безусловно оказывала защищающее действие. Поэтому она находила применение в тех случаях, когда по условиям оперативной обстановки не было возможным проведение иммунизации войск подкожными вакцинами. Эффективность таких препаратов, как дианавакцина и поливакцина НИИСИ, еще нуждается в дальнейшем изучении. Имеющиеся материалы говорят об эффективности поливакцины НИИСИ в отношении бациллярной дизентерии. Это проявляется как в уменьшении заболеваемости среди привитых, так и в более легком течении заболеваний у привитых.

Дизентерийный бактериофаг широко применялся для целей профилактики дизентерии (один или в комбинации с дизентерийной вакциной), а также для лечения больных дизентерией и сыграл положительную роль в борьбе с дизентерией в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, основным источником распространения дизентерии в годы войны являлись больные хронической дизентерией, находящиеся в войсках. Благополучие войск отдельных фронтов и округов находилось в тесной зависимости от благополучия по дизентерии прибывающих пополнений.

Заболевания дизентерией в войсках, как правило, ограниченные, наблюдались в различное время года и в различных климатических условиях. Зимние заболевания дизентерией были связаны с развитием рецидивов у больных с хроническими формами под влиянием различных неблагоприятно действующих факторов. К числу последних относятся в первую очередь нарушения режима питания (длительное пребывание на «сухом пайке», чрезмерная физическая нагрузка и др.).

В заключение следует подчеркнуть, что проводившееся в течение всей войны изучение причин даже небольших групповых заболеваний дизентерией позволило своевременно и оперативно исправлять недочеты в работе. Это было одной из причин того, что Советская Армия пришла к концу войны с показателями заболеваемости дизентерией значительно меньшими по сравнению даже с показателями заболеваемости мирного времени.
 

Категория: Эпидемиологическое состояние войск Советской Армии в период Великой Отечественной Войны | Добавил: profmed (12.02.2023)
Просмотров: 269 | Теги: эпидемия дизентерии армия, дизентерия, эпидемиологические особенности дизе | Рейтинг: 0.0/0