close

Схема плана противоэпидемических мероприятий

Часть 1, Обстановка и эпидемиологический прогноз

а) Основное содержание предстоящей операции или организационного мероприятия и нанесение обстановки на карту (на местности и во времени). В тех случаях, когда содержание предстоящей операции или организационного мероприятия представляет собой секрет особой важности, данные этого порядка в письменном плане не фиксируются, хотя они в этих случаях представляют исходное, главное основание для составления всего плана.

б) Данные санитарно-эпидемиологической разведки (в период подготовки наступательных операций, маневров или при передислокации войск) или санитарно-эпидемиологического наблюдения (если операция проводится в районе настоящего расположения войск), характеризующие эпидемическое состояние местности и населения, проживающего в этой местности.

в) Санитарно-эпидемиологические данные о войсках противника и расположении его противоэпидемических учреждений.

г) Санитарно-эпидемиологические данные о своих войсках (наличие инфекционных заболеваний, наличие в составе войск больных, страдающих хронической дизентерией, малярией; степень привитости войск против угрожающих инфекционных заболеваний; уровень гигиенического состояния личного состава войск; обеспеченность одеждой и обувью в соответствии с сезоном года; характер продовольственного снабжения и питания войск и пр.).

д) «Сезонные» эпидемиологические факторы.

е) Прочие эпидемиологические факторы, имеющие значение для войск (энзоотичность района, наличие переносчиков инфекционных заболеваний и др.).

ж) Анализ всех имеющихся данных и заключение о возможных изменениях эпидемической обстановки в связи с проводимыми операциями (эпидемиологический прогноз).

Часть 2. Перечень противоэпидемических мероприятий, подлежащих проведению в соответствии с этапами развития операции и подготовкой к ней (вытекающие из первой части)

1. Меры, проводимые в период подготовки операции или организационного мероприятия.

а) Сбор дополнительных данных путем санитарно-эпидемиологической разведки о районах, куда должны продвинуться войска, или путем усиления санитарно-эпидемиологического наблюдения.

б) Информация командования об ожидаемой эпидемической обстановке и необходимых профилактических мероприятиях.

в) Указание медицинскому составу частей, а при необходимости и дополнительная информация командования частей по организации конкретных противоэпидемических мероприятий и сообщения о наиболее важных сведениях эпидемического порядка (крупные очаги инфекционных заболеваний на территории противника, сведения о состоянии имеющихся впереди лагерей, о возможных диверсиях противника и т. и.).

г) Организация гигиенической помывки личного состава со сменой чистого белья; снабжение частей запасом чистого белья, а также противопаразитными средствами или бельем, пропитанным противопаразитными веществами (в случае необходимости).

д) Прививки против угрожающих инфекционных болезней и применение бактериофага (по эпидемическим показаниям).

е) Снабжение войск противомалярийными препаратами (по эпидемическим показаниям), средствами для обеззараживания воды и другие меры, в зависимости от конкретных условий обстановки.

ж) Освобождение части лечебных учреждений от больных (ЛИГ и ИГ) и подтягивание их на наиболее целесообразные исходные рубежи, откуда они смогут следовать за войсками.

з) Подготовка подвижных групп из состава СЭО, СЭЛ, ОДР для проведения санитарно-эпидемиологической разведки вслед за наступающими войсками и ликвидации обнаруживаемых при этом эпидемических очагов; при передвижении войск на собственной территории — организация санитарно-эпидемиологической разведки места предполагаемого нового расположения войск.

и) Выделение в резерв части техники ОДР для санитарной обработки частей, которые по ходу операции будут выводиться из боя для отдыха и пополнения.

к) Организация мер противоэпидемической защиты на путях эвакуации раненых и больных и в лечебных учреждениях с учетом увеличения потока раненых.

л) Усиление мер противоэпидемической защиты на военных дорогах армий и фронта.

м)  Прочие мероприятия, которые будут вытекать из имеющейся обстановки.
 

Для каждого из перечисленных мероприятий указывается срок его выполнения и ответственные за выполнение лица.

2.    Мероприятия, проводимые в процессе выполнения операции.

а) Дислокация первичных изоляторов и учреждений, принимающих инфекционных больных по этапам операции с указанием времени передислокации и задач, возлагаемых на каждое учреждение.

б) Направления эвакуации инфекционных больных и пункты их окончательной госпитализации.

в) Направления и районы работ подвижных групп СЭО и СЭЛ по этапам операций и возлагаемые на них задачи.

г) Места нахождения резерва средств противоэпидемической защиты по этапам операции и предполагаемые способы их использования (отдельно по армиям и по фронту).

д) Меры противоэпидемической защиты войск при передвижении, если части переходят из одного района в другой на собственной территории (походным порядком, на автотранспорте, по железным дорогам, на авиатранспорте и т. д.).

е) Особые мероприятия в том случае, если известно, что впереди войск на территории противника имеются крупные или опасные очаги инфекционных заболеваний (подготовка сильной подвижной группы специалистов с имуществом для развертывания госпиталя, лабораторией, средствами для дезинфекции и проведения профилактических мер и лечения больных).

ж) Особые соображения о маневре средствами противоэпидемической защиты Б случае неожиданного изменения обстановки.

Во всех случаях для проведения каждого мероприятия определяются средства, время выполнения, место действия выделенных средств и указываются лица, ответственные за выполнение каждого мероприятия.

Часть 3. Связь и система донесения

а)  Формы и способы связи, устанавливаемые на период предстоящей операции.

б)  Формы и сроки донесений.

Противоэпидемические мероприятия должны планироваться перед каждой боевой операцией. Содержание плана специфически должно отвечать особенностям имеющейся эпидемической и оперативной обстановки.

Если возникает опасность появления заболеваний особо-опасными инфекциями, то в общий план мероприятий включаются специфичные для этих заболеваний мероприятия: массовые предохранительные прививки, фагопрофилактика и пр. Кроме того, в плане предусматривается развертывание специальных изоляторов при лечебных учреждениях и специальных лечебных учреждений для лечения больных, изоляции подозрительных на заболевания. Планируется также организация отдельных изоляторов для лиц, непосредственно соприкасавшихся с больными или подозрительными на заболевание, а также места карантина для всех прочих, имевших тот или иной контакт с больными через других лиц или предметы. Предусматривается установление во всех этих учреждениях особого режима для больных и обслуживающего их медицинского персонала, снабжение специфическими средствами для лечения больных и ухода за ними и проведения профилактических мер среди соприкасавшихся с больными, снабжение специальной одеждой для защиты от заражения обслуживающего больных медицинского персонала. Планируется подготовка лабораторий к работе с этими заболеваниями, снабжение лабораторий специальными наборами и прочим необходимым имуществом, подготовка специальных дезинфекционных и дератизационных отрядов и соответствующих средств для их работы, подготовка транспорта для перевозки больных. Обращается особое внимание на специальную подготовку медицинского и обслуживающего персонала, назначаемого для работы в специальных лечебных учреждениях, изоляторах и карантинах.

Итак, принцип профилактики, пронизывающий всю противоэпидемическую работу в войсках, составляющий ее основу, являлся главным и ведущим. Даже в случаях возникновения инфекционных заболеваний все действия эпидемиологов были направлены прежде всего на предупреждение дальнейшего распространения заболеваний. Этой цели служили и меры, проводившиеся для возможно раннего выявления больных, возможно быстрой диагностики заболеваний, немедленной изоляции и госпитализации больных.

Наряду с этим главным принципом, военно-медицинская служба пользовалась в своей работе рядом дополнительных принципиальных установок, осуществление которых в практической работе обеспечивало успех дела.

Эти принципиальные рабочие установки, явившиеся результатом изучения исторического опыта армий, ведших войну, и результатом собственного опыта Советской Армии, могут быть выражены следующими положениями.

В отличие от «травматических» эпидемий, возникновение которых в период войны, как правило, ограничивается известным временем, местом и определяется боевыми операциями войск, эпидемии инфекционных заболеваний, раз возникнув, могут распространяться столь скрытыми путями, что ограничение этого распространения заболеваний представляет иногда очень трудную задачу. Отсюда возникает возможность появления новых заболеваний в тех местах, где их менее всего могут ожидать.

Для ликвидации «травматической» эпидемии обычно заранее и в определенных местах развертываются госпитали, где имеются кадры хирургов-специалистов с соответствующими средствами, куда в конечном итоге так или иначе попадают все нуждающиеся в этой помощи. Инфекционные больные, в противоположность сказанному, могут обнаружиться в таких местах, где не всегда могут оказаться специалисты эпидемиологи и инфекционисты. В то же время обнаружение инфекционного больного, где бы он ни появился, требует немедленных противоэпидемических мер. Из всего этого вытекает необходимость каждому врачу — в полку, на ДМП, в госпитале и т. д. — иметь основные знания о клинике и профилактике инфекционных болезней, которые давали бы возможность хотя бы во-время заподозрить у больного инфекционное заболевание и немедленно принять меры защиты от заражения окружающих больного. Каждый врач или фельдшер, установивший или заподозривший инфекционное заболевание, обязан немедленно организовать на месте необходимые противоэпидемические мероприятия и донести об этом своему непосредственному медицинскому начальнику и в ближайшее учреждение военно-медицинской службы. Из этого следует, что противоэпидемическая работа в войсках является обязанностью всех врачей и фельдшеров, независимо от их медицинской специальности и занимаемой в армии медицинской или административной должности.

Эта принципиальная установка является весьма важной, так как только при участии в противоэпидемической работе всех врачей и всех фельдшеров возможно своевременное выявление инфекционных больных и своевременное проведение всех мер для предупреждения возникновения эпидемии заболеваний.

Вторая принципиальная установка в противоэпидемической работе исходит из четко определившейся зависимости эпидемического благополучия войск от эпидемического состояния окружающего войска населения. Эта зависимость подтверждена многократно в истории прошлых войн. Она нашла свое подтверждение и в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Достаточно вспомнить, что заболевания сыпным тифом в войсках нашей армии начинали встречаться чаще именно тогда, когда войска вступали на территорию, освобождаемую от немецко-фашистской оккупации. Как известно, эта территория представляла собой почти сплошной очаг сыпного тифа.

Известно также, что наши войска, в течение всей войны остававшиеся исключительно благополучными по заболеваемости брюшным тифом, начали отмечать повышение заболеваемости в 1945 г., т. е. именно тогда, когда они вступили на территорию Польши и Германии, где в то время эпидемия брюшного тифа распространилась среди населения ряда районов. Мы уже имели возможность отметить, что армия отражает изменения в эпидемическом состоянии окружающего населения. Это и понятно, так как войска при всех условиях приходят в больший или меньший контакт с населением; живут в той же среде, что и население, и испытывают на себе большее или меньшее влияние тех эпидемиологических факторов, которые порождают эпидемические заболевания среди окружающего их в данный момент населения.

Известно также, что все попытки исключить это неблагоприятное влияние на войска только путем различных иногда очень суровых мер изоляции личного состава войсковых частей от местного населения никогда не приводили к достаточно хорошим результатам. Меры, направленные на уменьшение или ограничение контакта личного состава войск с населением, конечно, целесообразны, но с помощью только их не может быть радикально организована в условиях неблагоприятного окружения защита войск от эпидемических заболеваний.

Единственно правильным методом решения этой задачи, получившим особенно яркое подтверждение на опыте советских войск в Великую Отечественную войну, является быстрейшая ликвидация эпидемических заболеваний среди окружающего войска населения. Поэтому войска обязаны в этих случаях оказать всемерную помощь местным органам здравоохранения в быстрейшей ликвидации заболеваний, а в случае необходимости взять на себя целиком выполнение этой серьезной задачи, выделив необходимые для этого средства (медицинский персонал, медикаменты, госпитали, транспорт, дезинфекционные отряды, прививочные материалы и т. д.).

Следовательно, вторая принципиальная установка в противоэпидемической работе в войсках может быть кратко выражена следующим образом. Эпидемическое благополучие войск зависит от состояния окружающего населения. Поэтому военно-медицинская служба обязана постоянно интересоваться эпидемическим состоянием населения и при необходимости принимать решительные меры для быстрейшей ликвидации заболеваний среди окружающего населения, не жалея при этом сил и средств.
Одновременно во всех случаях в войсках должна быть четко организована система специальных мер, которые в максимальной степени исключили бы возможность заноса инфекционных заболеваний извне.

Во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. эта система мер состояла в санитарном контроле за всеми людскими пополнениями, вливавшимися в войска. Контроль начинался со сборных пунктов районных и городских военкоматов, продолжался в запасных частях, располагавшихся в тылу, продолжался затем на путях передвижения пополнений по направлению к фронту, во фронтовом и армейских тылах и заканчивался в дивизиях и полках, куда вливались пополнения людьми. Этот контроль был многоэтапным и повторным. Статистические данные показывают, что в среднем каждый эшелон с людскими пополнениями только на железнодорожном участке пути подвергался осмотру в среднем 10 раз. В некоторых случаях число осмотров достигало 18. При осмотрах из эшелонов изолировались лица, внушавшие подозрение на инфекционное заболевание, проводились дезинфекционные работы, людской состав эшелонов мылся в банях. При четкой работе этой системы занос в действующие войска заболеваний с пополнениями практически мог быть исключен. Анализ источников заболеваний в действующих войсках показывает, что эта система контроля полностью себя оправдала. Начиная со второго года войны, когда санитарно-контрольные пункты достигли надлежащей четкости в работе, случаи завоза в действующие войска инфекционных заболеваний из тыла стали единичными и не играли по существу никакой роли среди причин заболеваний в действующих войсках. Несколько больший процент случаев заболеваний заносился в войска с пополнениями в тех случаях, когда части получали пополнения на месте своих действий из состава местного освобождаемого населения. Это происходило в тех случаях, когда принятая система санитарного контроля за пополнениями почему-либо нарушалась.

Занос инфекционных заболеваний в войска возможен и при общении солдат и офицеров с местным населением, если среди последнего имеются заболевания. Поэтому меры, направленные на возможное разумное ограничение этого общения, следует считать правильными, не возлагая, однако, на них очень больших надежд как на радикальное средство защиты.

Описанная система мероприятий против заноса инфекционных заболеваний в войска должна обязательно дополняться кропотливой работой по выявлению возможных носителей инфекции (больные-хроники, реконвалесценты-бацилловыделители) среди уже принятых в войсковые части людей. Оставленные без внимания и медицинского воздействия, эти люди также могут стать источником вспышек заболеваний среди солдат тех подразделений, где они находятся.

Таким образом, настойчивое проведение всех мер, способных предотвратить занос в войска инфекционных болезней, представляет собой важную часть противоэпидемической работы, одну из принципиально важных установок нашей военно-медицинской службы в области противоэпидемической работы в войсках.

Из опыта прошлых войн можно извлечь немало примеров, которые убедительно показывают, какое большое значение для распространения инфекционных заболеваний как в войсках, так и среди населения имеет система обеспечения инфекционных больных в действующих войсках. Как известно из истории первой мировой воины 1914—1918 гг., принятая в то время система вывоза с фронта в глубокий тыл больных инфекционными болезнями приводила, как правило, к рассеиванию заболеваний по всему пути движения эшелонов с больными, а также и в местах их разгрузки. Всякое перемещение инфекционного больного, как известно, способствует распространению инфекции. Поэтому вполне естественно, что в Советской Армии с самого начала войны по этому вопросу была принята и строго проводилась принципиальная установка — лечить инфекционных больных возможно ближе к месту их обнаружения и категорически было запрещено эвакуировать их в тыл. Исключения допускались лишь для больных, страдающих затяжными формами хронической инфекции (бруцеллез, хронические тяжело протекающие колиты инфекционного происхождения и т. п.).

С целью быстрейшего изъятия инфекционных больных из состава войсковых частей процесс их изоляции был разделен на два этапа:

1) первичная изоляция на месте, где обнаруживался больной (в полку, на ДМП, в терапевтическом, хирургическом или ином госпитале и т. д.), где организовывались изоляторы и где больной иногда оставался до первой возможности его эвакуации в инфекционный госпиталь;

2) окончательная изоляция — госпитализация в инфекционном госпитале армии или фронта. Такая система должна была исключить возможность распространения заболеваний в связи с перевозками больных на большие расстояния и при передаче их с одного этапа медицинской эвакуации на другой.

При практическом осуществлении этой системы, естественно, были случаи нарушений, когда отдельные инфекционные больные вследствие ошибок в диагнозе передавались с одного этапа медицинской эвакуации на другой как терапевтические больные.

Однако целесообразность госпитализации и лечения инфекционных больных на месте или поблизости от места их выявления не вызывала сомнения и составляла одно из важных принципиальных положений, которым военно-медицинская служба армии строго руководствовалась в своей работе.

В заключение следует отметить, что за время войны руководство военно-медицинской службы Советской Армии трижды (1942, 1943 и 1944) созывало всеармейские совещания работников противоэпидемических учреждений армии. Эти совещания, темы которых были посвящены наиболее актуальным проблемам противоэпидемической защиты войск, имели весьма важное значение для определения ведущих принципов в противоэпидемической работе, для апробации и внедрения новых методов и средств. Созывы этих совещаний явились прекрасным методом руководства большой армией эпидемиологов, гигиенистов, бактериологов и инфекционистов, работавших в войсках, а также и хорошей школой для руководителей военного здравоохранения, которые извлекали из непосредственного общения с практическими противоэпидемическими работниками много полезных уроков.

Категория: Эпидемиологическое состояние войск Советской Армии в период Великой Отечественной Войны | Добавил: profmed (13.02.2023)
Просмотров: 232 | Теги: схема противоэпидемических мероприя, противоэпидемические мероприятия, план противоэпидемических мероприят | Рейтинг: 0.0/0