close

Водоснабжение на кораблях

На современных крупных кораблях обычно устраиваются две системы пресной воды и одна система забортной воды. Одна из систем пресной воды — питьевая — подает воду для питья и приготовления пищи. Она автономна и не соединяется с другими системами. Вторая система пресной воды — мытьевая — подает воду к умывальникам, душам и ваннам, в бани и прачечные, для мытья посуды и т. п. Она может соединяться с системой забортной воды, чтобы при недостаче пресной воды во время плавания корабля подать к умывальникам, душам и пр. забортную воду.

На кораблях малого водоизмещения обычно устраивают одну общую систему пресной воды как для питья, так и для хозяйственных надобностей. В этом случае система пресной воды не соединяется с системой забортной воды.

На случай задержки корабля в море или недостачи пресной воды по каким-либо иным причинам корабли обеспечиваются установками для опреснения забортной соленой воды.

В корабельных опреснительных установках морская вода нагревается в испарителе до кипения, а образующийся пар переводится в конденсатор, давая при правильной эксплуатации аппарата пресную на вкус воду с ничтожным содержанием солей, например, 10 — 30 мг поваренной соли на 1 л опресненной воды.

Вековой опыт пользования опресненной водой на кораблях показал полную ее безвредность для людей. Однако такая вода характеризуется плохим вкусом ("безвкусная" вода, «вялый» вкус), возможно, в связи с отсутствием в ней растворенных солей и газов, а также из-за относительно высокой температуры воды, вытекающей из конденсатора.

Для улучшения вкуса опресненной воды ее охлаждают и газируют углекислотой, а также приготовляют из нее напитки (чай, кофе). Дефекты вкуса опресненной воды незаметны в приготовленной из нее пище. В бактериологическом отношении опресненная вода безупречна, так как в процессе опреснения перегоняемая вода нагревается до высокой температуры.

Таким образом, гигиенические соображения не препятствовали бы более широкому использованию опресненной воды на кораблях, если бы не необходимость расходовать для ее получения значительные количества горючего.

Норма расхода пресной воды на кораблях установлена в 30 л на человека в сутки: 10 л питьевой воды и 20 л — мытьевой. Из этого расчета проектировалась на строящихся кораблях емкость запасных цистерн и производительность опреснительных аппаратов.

При плавании в умеренных и северных широтах такое количество воды достаточно. Если на кораблях, находившихся в отрыве от базы, наблюдалась недостача пресной воды и приходилось принимать подчас жесткие меры для ее экономии, то это бывало лишь в тех случаях, когда корабли отрывались от базы на более длительный срок, чем предусматривалось тактико-техническими заданиями, положенными в основу их проектирования и постройки.

Впрочем, здесь необходимо сделать следующую оговорку. При боевых столкновениях, а также для нужд раненых расход воды резко увеличивался. Поэтому приходилось заблаговременно запасать питьевую воду в специальных цистернах на боевых перевязочных пунктах, а также иметь воду в отсеках и помещениях, в которых личный состав по боевому расписанию оказывался изолированным.

Экономия пресной воды на кораблях достигалась прежде всего ограничением расходования ее на умывание. Пресную воду подавали в умывальники по расписанию только в определенные часы: утром при подъеме, перед обедом и перед ужином; исключение делалось для умывальника у гальюна, который функционировал круглые сутки. Если схема водопроводной сети не допускала выделения такого умывальника, то у гальюна устанавливали умывальник, наполнявшийся водой вручную. В помещениях медицинского назначения пользование умывальниками и душами обычно не ограничивалось.

Для экономии пресной воды старались возможно шире использовать забортную соленую воду. На малых кораблях, не имевших отдельной мытьевой системы, в подходящих климатических условиях устраивали на верхней палубе души из морской воды. В морской воде стирали белье. Морскую воду применяли для мытья посуды, вымачивания соленой рыбы (для первых порций сменяемой воды). На морской воде пробовали готовить пищу — супы и каши. Вода Балтийского моря с относительно невысокой соленостью оказалась для этого пригодной. Напротив, вода Баренцова моря, имеющая столь же высокую соленость, как и океанская, придавала пище неприятный горьковатый привкус.

При стоянке кораблей в военно-морских базах у причальной стенки пресную воду принимали непосредственно из берегового водопровода, через гидранты, отведенные для этой цели. Для подачи воды использовались корабельные шланги, специально предназначенные для питьевой воды. Предварительно шланги промывали пресной водой из водопровода. Если было необходимо продезинфицировать их перед использованием, поступали следующим образом. Шланги развертывали на палубе, латунные штуцера их закрывали деревянными пробками, а сами шланги наполняли раствором хлорной извести из расчета 20 мг активного хлора на 1 л воды. Наполненные хлорным раствором шланги оставались в таком состоянии 1 — 2 часа, после чего дезинфицирующий раствор выливали и шланги промывали водопроводной водой.

Если корабль стоял на рейде, воду доставляли при помощи специальных водоналивных судов (или барж).

Санитарные правила транспортировки воды на плавучих средствах были разработаны еще перед Великой Отечественной войной. В них предусматривался прием на водоналивные суда только доброкачественной воды, имеющей положительную санитарную характеристику от медицинской службы базы. Условия хранения воды на самом водоналивном судне и способы перекачивания ее на корабли исключали возможность загрязнения или примеси другой воды. С этой целью пломбирование горловин цистерн, клинктов и ящиков со шлангами, а также снятие пломб при перекачивании воды производились только медицинскими работниками с соблюдением определенного порядка. Эти санитарные правила действовали в течение всего времени войны и полностью себя оправдали.

Количество обслуживавших базы водоналивных судов во время войны оказалось недостаточным для удовлетворения возросших нужд флота. Приходилось специально приспосабливать суда и баржи для транспортировки воды. Особенно важна была при этом подготовка вместилищ для воды: основательная предварительная очистка, цементирование с заравниванием неровностей в дне и на стенках и, наконец, промывка и дезинфекция вместилищ перед их заполнением водой. Большое внимание обращалось на то, чтобы исключить всякую возможность попадания забортной воды в эти хранилища.

Такое требование было тем более необходимо, что водоналивные суда действовали в гаванях и на рейдах, где прибрежные морские воды сильно загрязнены.

Принятая на корабль пресная вода хорошо сохранялась в цементированных цистернах. Случаи порчи и загнивания запасов воды на современном корабле могут иметь место лишь в виде особого исключения.
Сырая вода является неблагоприятной средой для развития кишечных палочек (а с ними — и патогенных бактерий кишечной группы). Это лишний раз было подтверждено во время минувшей войны. Длительные наблюдения за питьевой водой в цистернах подводных лодок, проведенные на Черном и Балтийском морях в годы Великой Отечественной войны, показали, что вода сохраняется в этом отношении удовлетворительно.

На кораблях, имеющих сложно устроенные системы водоснабжения, возможно ухудшение гигиенических качеств воды. В мировой литературе накопилось немало наблюдений, указывающих на относительную частоту такого явления на военных кораблях и торговых судах. Последняя по времени работа относится к 1943 г. Авторы этой работы, В. Е. Коростелев и Ю. П. Боровик, исследовали на Тихоокеанском флоте 114 проб воды из цистерн, и в 26 случаях обнаружили в воде показателей загрязнения. В пробах из лагун аналогичные результаты были получены в 7 случаях из 34. В то же время вода, подаваемая на обследованные корабли из колонок на берегу, во всех случаях была доброкачественная. По-видимому, сложность устройства системы корабельного водоснабжения, наличие на кораблях воды различного качества, необходимость перекачивать воду с берега или с водоналивного судна, длительное хранение воды на самом корабле — все это создает условия, способствующие вторичному загрязнению воды. Допустимо также предположение, что случаи появления кишечных палочек при хранении обеззараженной воды в цистернах не обусловлены загрязнением, а носят такой же характер, как и вторичное появление кишечных палочек в хлорированной воде на водопроводах. Этот феномен зависит от оживления мнимоотмерших кишечных палочек, не погибших при обеззараживании воды. Устранить его следует повышением эффективности средств обеззараживания.

Современные требования к очистке и обеззараживанию воды очень высоки. Осуществить их в полной мере можно только на береговых водопроводных станциях. Корабли должны получать из базового водопровода уже очищенную и обеззараженную воду, пригодную для потребления в сыром виде. Наши военно-морские базы обеспечивали корабли такой водой. Однако в военное время обстановка иногда вынуждала прибегать к обеззараживанию воды и непосредственно на кораблях.

В результате бомбежки с воздуха и артиллерийского обстрела на некоторых военно-морских базах иногда повреждалась водопроводная сеть. Приходилось выключать целые участки водопровода для ремонтных работ. Лишенные напора пустые водопроводные трубы неизбежно загрязнялись из-за попадания в них грунтовых вод. Еще более серьезными неприятностями грозило одновременное повреждение близлежащих водопроводных и канализационных магистралей. В конечном итоге медицинская служба базы не всегда могла гарантировать доброкачественность питьевой воды, подаваемой на корабль из базового водопровода.

Вода, получаемая на базах, где незадолго до того находился противник, всегда бывала подозрительной. Сомнения вызывало и качество воды, получаемой из неизученных водоисточников в новом месте базирования. Иногда казался ненадежным в санитарном отношении способ транспортировки воды на приспособленных водоналивных судах. Во всех таких случаях требовалось дополнительное обеззараживание воды на самом корабле.

Для обеззараживания питьевой воды на кораблях пользовались кипячением. До войны по действовавшему Корабельному уставу РКВМФ СССР 1939 г. разрешалось пить только кипяченую воду. Кипятить можно было только малые количества воды, а к тому же обстановка не всегда позволяла кипятить воду. Некоторые малые корабли вообще не имели кипятильников. Таким образом, кипячение не решало полностью вопроса обеззараживания воды. Кроме тою, теплая кипяченая вода неприятна на вкус и команда пьет ее неохотно.

Введенный в действие во время войны Корабельный устав ВМФ СССР 1943 г. разрешил пользоваться на кораблях также и сырой водой, если она хлорирована. Этот порядок сохранялся до конца войны.

Для обеззараживания больших количеств воды в запасных цистернах прибегали к хлорированию. На кораблях было принято хлорирование воды небольшими дозами хлора, каждый раз специально подбираемыми для данной воды.

Введенные на кораблях незадолго до войны порционные хлораторы для газообразного хлора не получили распространения, и хлорирование воды производилось во все время войны растворами хлорной извести. Относительно небольшие количества воды на катерах обеззараживались иногда при помощи таблеток нантоцида, обычно из расчета 1 таблетка (с 3 мг активного хлора) на 1 л воды.

Обеззараживание воды на кораблях проверялось в базовых или флотских санитарно-эпидемиологических лабораториях. В общем результаты бактериологической проверки давали удовлетворительные результаты.

Корабли речных и озерных флотилий, плававшие в пресноводных бассейнах, всегда имели возможность получить пресную воду из-за борта. Однако такая вода обычно требовала обеззараживания, а в определенные сезоны года, например, во время паводков, когда физические свойства воды резко ухудшались, необходима была и очистка. Поэтому речные и озерные корабли пользовались обычно водой, принимаемой в запасные цистерны из базовых водопроводов. Если же для питья и приготовления пищи приходилось брать забортную воду, то ее обеззараживали хлором, а иногда подвергали очистке при помощи подручных средств.

Особого внимания требовал вопрос о снабжении водой в аварийных условиях людей, спасающихся на шлюпках, плотах и т. п. после гибели судна или самолета. Очевидно, запас пресной воды, который может быть дан на спасательную шлюпку или взят летчиком, покидающим на парашюте самолет, не может быть велик. Жизнь людей и шансы на спасение в этих условиях определяются прежде всего тем, какое количество пресной воды будет им обеспечено.

К концу войны были разработаны способы химического обессоливания морской воды, делающие ее пригодной для питья и поддержания жизни. Обессоливание воды химическим путем давало выигрыш в отношении количества получаемой воды: при 1 л химикалий можно было получить 4 — 6 л воды, пригодной для питья. Таким образом, терпящему на море бедствие было выгоднее иметь химикалии в определенном объеме, чем пресную воду такого же объема.

Состав химических веществ, используемых для обессоливания воды, в разных флотах был различен. В основном соли из морской воды удалялись при помощи так называемых ионитов, т. е. веществ, способных вступать в реакции обменного разложения с ионами обрабатываемой воды. Таким путем удалялись из морской воды катионы. Вводя в иониты в качестве обмениваемых ионов Ag и Ва, можно было добиться осаждения из воды анионов СI и SO4. Подобные искусственно приготовленные для обессоливания воды соединения называются пермутитами. С серебряным пермутитом реакция протекает следующим образом:

PeAg2 + 2NaCl → PeNa2 + 2AgCl
PeAg2 + CaCl → PeCa + 2 AgCl.
С бариевым пермутитом реакция протекает следующим образом:

РеВа + Na2SO4 → PeNa2 + BaSO4

РеВа + CaSO4 → PeCa + BaSO4.

Образующиеся в ходе реакции AgCl и BaSO4 выпадают в осадок, а катионы Na, К, Са и Mg удаляются вместе с не растворяющимся пермутитом.

В военное время в особых условиях возникал вопрос об использовании морской воды для питья, например, лицами, терпящими бедствие на море. Опыт войны показал, что при кратковременном применении морская вода практически безвредна. Однако польза от введения в организм морской воды при нехватке пресной воды может быть только в том случае, если соленость воды не слишком велика. Так, питье океанской воды с соленостью около 3,5% в подобных условиях окажется только вредным, поскольку вызовет, потерю соков организмом для разбавления высокой концентрации солей (максимально возможная концентрация NaCl в моче человека составляет около 2%). По питье морской воды в Балтийском море (концентрация солей от 0,5 до 1,5 — 2%, в зависимости от мест) или даже в Черном море (концентрация солей 1,75 — 1,85%) допустимо при отсутствии пресной воды для питья.

Категория: Эпидемиологическое состояние войск Советской Армии в период Великой Отечественной Войны | Добавил: profmed (22.02.2023)
Просмотров: 257 | Теги: Водоснабжение на кораблях, Водоснабжение моряков, Водоснабжение на флоте | Рейтинг: 0.0/0