close

Лабораторное дело

Правильная организация гигиенического обеспечения войск в условиях современной войны невозможна без широко развернутой сети полевых и стационарных лабораторий. Во время первой мировой войны определилось четыре основных направления лабораторной работы в войсках:

1) бактериологическое,

2) гигиеническое,

3) токсикологическое (главным образом индикация БОВ)

4) клиническое (преимущественно биохимические анализы).

При наличии специальных показаний создавались лаборатории особого назначения: судебно-медицинские, противомалярийные, противочумные, противохолерные и пр. Лаборатории по исследованию воды и контролю за ее качеством на водных пунктах организационно входили в состав гидротехнических подразделений.

Усложнение функций санитарного контроля за питанием и водоснабжением войск привело к созданию разнообразных лабораторных наборов: полевого набора для анализа воды и пищевых продуктов, набора для определения хлорпотребности воды и остаточного хлора в ней, для индикации БОВ в воде, почве и пищевых продуктах.

Широкое развитие лабораторного дела в войсках потребовало унификации методики и стандартизации оборудования и материалов: посуды, реактивов, красок, питательных сред и пр. Важное значение своевременного получения результатов лабораторного исследования заставило обратить особое внимание на изыскание ускоренных методов лабораторного анализа, пригодных в полевых условиях.

Гигиеническое лабораторное оснащение Советской Армии во время войны состояло из полкового индикационного набора, дивизионного специального набора (ДСН) и гигиенических укладок, предназначенных для Санитарно-эпидемиологического отряда армии (СЭО) и Санитарно-эпидемиологической лаборатории фронта (СЭЛ). В подвижных санитарно-эпидемиологических лабораториях образца 1940 г., монтированных на автомобилях, также имелось гигиеническое отделение.

Общее представление об объеме лабораторной работы в четырех СЭО за годы войны дает табл. 1 (по данным П. А. Вавилина).
Количество лабораторных анализов, произведенных в СЭО за годы войны (по данным четырех СЭО)
Как видно из табл. 1, объем лабораторной работы в лабораториях СЭО, особенно СЭО-17 и СЭО-20, возрастал с каждым годом.

Относительное число лабораторных анализов резко увеличилось после перехода наших войск через государственную границу СССР. Общее число анализов возрастало в периоды обороны и резко снижалось во время наступательных операций.

В табл. 2 показано состояние лабораторной деятельности на одном из фронтов с 1943 по 1945 г. (П. А. Вавилин).

Изменение числа лабораторных анализов, в зависимости от характера боевой деятельности войскИз табл. 2 можно заключить, что на долю СЭО армии падает около 3/4 всего количества лабораторных исследований, произведенных на фронте. Во время наступательных операций объем работы фронтовой лаборатории повышался, а объем работы СЭО армии соответственно сокращался.

Сводные данные по пяти СЭО различных фронтов показывают, что на долю гигиенических исследований приходится 14,8% всех лабораторных анализов; первое место занимают бактериологические исследования (58,0%), далее следует группа клинических анализов — 17,1%, индикация БОВ — 5,2% и серологические исследования — 4,9%. Относительно большой удельный вес имели клинические анализы, выполнение которых не входило в задачи армейских СЭО. Удельный вес гигиенических анализов с 1942 по 1944 г., по данным П. А. Вавилина, вырос в 2,5 раза, главным образом за счет исследований пищевых продуктов и готовой пищи (табл. 3).
Удельный вес санитарно-гигиенических анализов в общей лабораторной работе СЭО армий и фронта по годам войны (в процентах к общему количеству анализов)
По данным Б. Л. Гордина, число гигиенических анализов в лабораториях СЭО N-ского фронта повышалось с каждым годом войны. При этом возрастало количество исследований пищевых продуктов и готовой пищи как в абсолютном, так и в процентном отношении (табл. 4).
Удельный вес анализов пищи и пищевых продуктов в общем количестве гигиенических анализовОбщее число гигиенических анализов по N-скому фронту за 2 года войны (1943 и 1944) составило 17,6% всех лабораторных исследований.

Таким образом, удельный вес гигиенических анализов в общей работе СЭО армий за время войны в круглых цифрах составлял 15,0 — 18,0%.

При этом на долю анализов пищевых продуктов и готовой пищи приходится 56,6%, исследование воды составляет 27,5%, прочие анализы — 15,9%. Гигиенические отделения СЭЛ и СЭО в основном занимались исследованием:

1) пищевых продуктов, имея в виду выявление их доброкачественности,

2) готовой пищи — с целью определения ее калорийности и содержания в ней основных пищевых веществ,

3) муки и хлеба,

4) витаминов

5) пищевых продуктов трофейного происхождения.

Анализы производились также для установления наличия химических и бактериологических показателей загрязнения воды и для определения содержания активного хлора в хлорной извести и в хлорсодержащих препаратах (хлорамин, гипохлорит кальция, пантоцид, трофейные таблетки для обеззараживания воды и др.). После перехода государственной границы в группе гигиенических исследований видное место заняли анализы на открытие ядовитых веществ в воде, пищевых продуктах и различных напитках, алкогольных и безалкогольных. В работе по выявлению случаев отравления воды и пищи существенную роль сыграли полковые индикационные наборы и ДСП.

Значительное место в работе гигиенических отделений СЭО занимали исследования хлеба и муки. По N-скому фронту свыше 25,0% пищевых анализов падало на исследования хлеба. Это объясняется важным значением хлеба в питании войск, с одной стороны, и не всегда удовлетворительным его качеством — с другой. Опыт работы в войсках показал, что действенный контроль за качеством выпечки хлеба в армейских хлебопекарнях возможен только на основании систематических лабораторных анализов.

Что касается пищевых концентратов, то методику их лабораторной оценки пришлось разработать уже в ходе войны, так как в мирное время эти концентраты широкого распространения не имели. В изменении ассортимента концентратов и улучшении их качества в ходе войны крупную роль сыграли армейские гигиенисты, опиравшиеся на данные лабораторных исследовании.

Видное место в группе пищевых анализов занимали лабораторные исследования калорийности готовой пищи и определения содержания витамина С в ней. В связи с улучшением питания войск и регулярным снабжением личного состава действующих армий витаминными препаратами число этих анализов, начиная с 1944 г., резко сократилось.

Исследования воды в общем количестве гигиенических анализов, по данным трех фронтов, составляли в среднем 28,0 — 38,0%.

Большое внимание, уделявшееся лабораторному исследованию воды, объясняется неудовлетворительным качеством ее, особенно во второй половине войны, когда наши войска занимали временно оккупированные врагом территории. Многочисленные документальные данные свидетельствуют об антисанитарном состоянии водоисточников во всех населенных пунктах, освобожденных нашими войсками; в ряде случаев имело место умышленное загрязнение и заражение источников отступающими войсками противника.

Поэтому работники санитарной службы стремились держать под постоянным лабораторным контролем качество воды, употребляемой войсками. По опыту войны можно утверждать, что отсутствие вспышек инфекционных заболеваний водного происхождения в значительной мере следует отнести за счет деятельности армейских лабораторий но контролю за водоснабжением войск.

Как известно, в состав СЭО входила базовая лаборатория и 3 подвижных автолаборатории. Подвижные лаборатории, предназначенные для работы непосредственно в войсковом районе, должны были решать следующие основные задачи:    

1) проведение санитарно-эпидемиологической разведки на особо важных направлениях,

2) обследование очагов инфекционных заболеваний,

3) усиление работы санитарного взвода МСБ,

4) обследование районов, освобожденных от противника,

5) осуществление лабораторного контроля за работой водных пунктов, дезинфекционных камер и других установок.

В большинстве случаев автолаборатории базировались на МСБ, куда из частей войск доставлялся материал для исследования. О характере деятельности подвижных лабораторий можно судить по табл. 5 (данные П. А. Вавилина с августа 1941 г. по январь 1944 г.).

Соотношение работ базовой и подвижных лабораторий СЭО-20 по числу произведенных анализов за 29 месяцев войныИз табл. 5 видно, что из 27 009 анализов, выполненных лабораторным отделением СЭО за 29 месяцев войны, свыше половины падает на автолаборатории. Из 4803 гигиенических анализов, что составляет ровно 1/5 лабораторной нагрузки СЭО, 40,0% приходятся на долю автолабораторий.

Таким образом, гигиенические исследования в основном производились силами базовой лаборатории. Этого и нужно было ожидать, поскольку главная задача подвижной лаборатории — выполнение на месте бактериологических, серологических и клинических исследований.

Автолаборатории СЭО вполне оправдали себя на войне, но гигиеническое оснащение их требует пересмотра и пополнения новыми средствами гигиенического исследования.

В войсковом районе лабораторные средства были представлены портативным дивизионным специальным набором (ДСН), находящимся в распоряжении командира санитарного взвода МСБ. Этот набор позволял произвести ориентировочное обследование водоисточника и воды на присутствие показателей загрязнения, а также пищевых продуктов и воды на наличие ОВ и ядов.

В распоряжении старшего врача части находился набор для определения дозы хлора и коагулянта и для контроля за полнотой обеззараживания воды по содержанию остаточного хлора. Набор вследствие громоздкости широкого применения на фронте не получил. Кроме того, поскольку войска в основном базировались на колодезное водоснабжение, надобности в коагуляции воды не было.

Опыт Великой Отечественной войны показал необходимость создания портативного полкового гигиенического лабораторного набора для разрешения таких задач, как:

1) установление потребной дозы хлора для обеззараживания воды,

2) определение дозы остаточного хлора в воде в целях контроля за полнотой обеззараживания,

3) определение содержания активного хлора в хлорной извести и таблетках для обеззараживания носимых запасов воды,

4) определение витамина С в витаминных препаратах, готовой пище и настоях из хвои или листьев.

В практике санитарного обследования водоисточников видное место занимали органолептические приемы оценки качества воды.

При умелом обследовании заключения, основанные на органолептических данных, давали вполне удовлетворительные результаты. По данным E. Е. Аксенова, сопоставление заключений, полученных по 627 водоисточникам, обследованным органолептически на месте и в лабораториях СЭО, дало следующие результаты: полное совпадение заключений — в 71,86%, несущественные расхождения — в 24,0%.

Категория: Эпидемиологическое состояние войск Советской Армии в период Великой Отечественной Войны | Добавил: profmed (20.02.2023)
Просмотров: 395 | Теги: Лабораторное дело, санитарно-эпидемиологические лабора | Рейтинг: 0.0/0