close
В разделе материалов: 97
Показано материалов: 41-60
Страницы: « 1 2 3 4 5 »

В Советской Армии к началу Великой Отечественной войны был установлен следующий порядок водоснабжения войск в военное время. В боевых условиях водоснабжение войск из действующих источников должно было осуществляться силами и средствами войсковых частей и соединений. Водоснабжение, связанное с добыванием воды, ее очисткой и подачей, обязаны были организовать инженерные войска путем устройства водных пунктов. Рабочая сила, необходимая для развертывания и эксплуатации последних, предоставлялась распоряжением командиров войсковых частей. Перевозка воды от водных пунктов до войсковых подразделений и ее хранение на местах потребления также возлагались на командование войск.


Бесперебойное снабжение войск достаточным количеством воды, пригодной для питья и приготовления пищи, — одна из важнейших задач гигиенического обеспечения армии во время войны.

Рост потребности войск в воде, трудности обеспечения их водой в маловодных районах, необходимость обработки воды с целью ее очистки, обеззараживания и обезвреживания, а иногда и опреснения уже в конце XVIII века поставили в порядок дня вопрос об организации полевого водоснабжения войск.

Великий русский полководец А. В. Суворов справедливо усматривал в низком качестве воды причину некоторых заболеваний в войсках. Взгляды А. В. Суворова на значение качества воды для питья и приготовления пищи нашли наиболее полное выражение в его приказе от 8 августа 1793 г., в котором были опубликованы составленные штаб-лекарем Е. Т. Белопольским «Правила медицинским чинам». В этих правилах подчеркивалась роль недоброкачественной воды в развитии желудочно-кишечных заболеваний и давались указания о способах ее очистки.


Нормы снабжения личного состава ВМФ обмундированием и обувью на военное время были введены спустя год после начала Великой Отечественной войны. При введении этих норм был учтен опыт боевой деятельности личного состава кораблей.

В связи с этим для некоторых категорий военных моряков были введены дополнительные предметы спецодежды. Значительно был пополнен комплект спецодежды для личного состава кораблей малого тоннажа. Так, на торпедных катерах и подводных лодках нижние команды получили теплые вещи — ватные и кирзовые костюмы, комбинезоны и др., на снабжение верхних команд стали поступать высокие сапоги и другие предметы.


Медицинская служба ВМФ с первых же дней Великой Отечественной войны развернула большую работу по налаживанию банно-прачечною обслуживания военных моряков.

По представлению медицинской службы в начале войны был издан приказ народного комиссара Военно-морского флота о строительстве простейших бань, прачечных и санитарных пропускников с расчетом полностью обеспечить потребности личного состава флота.


Немецко-фашистские захватчики, покидая населенные пункты под натиском наших войск, варварски разрушали жилые дома, казарменные здания, культурные и лечебные учреждения, коммунальные сооружения и установки (Севастополь, Таллин, Одесса, Рига и др.). Полному разрушению подвергся Севастополь. В Таллине из старых казарменных построек в относительно удовлетворительном состоянии сохранилось только два здания, а городской жилой фонд уменьшился почти на половину.

Перед командованием и медицинской службой возникли неотложные задачи налаживания таких элементов благоустройства населенных пунктов, как:

а) водоснабжение,

б) санитарная очистка территории,

в) приспособление помещений под кухни-столовые, продовольственные склады, бани, прачечные, а также и для других бытовых целей.


Вопросы гигиены питания военных моряков в различных условиях боевой деятельности в течение всей войны были предметом неустанного внимания медицинской службы флота.

В начале войны были разработаны и введены на довольствие дифференцированные нормы питания военных моряков в зависимости от степени участия отдельных категорий личного состава ВМФ в боевой деятельности (для действующих флотов и тыловых частей и учреждений, для автономных походов кораблей и др.).


Основные гигиенические требования к водоснабжению кораблей с учетом его особенностей и порядок санитарного надзора за водоснабжением были регламентированы еще в довоенное время и изложены в соответствующих руководствах.

В годы Великой Отечественной войны врачи СЭЛ, кораблей и частей осуществляли постоянное наблюдение за:

а) перевозкой воды в водоналивных судах,

б) приемкой воды из береговых водопроводов и из водоналивных судов,

в) порядком хранения и качеством воды на кораблях,

г) опреснением забортной воды,

д) обеззараживанием воды.


Основные органы и учреждения, предназначенные для гигиенического обеспечения ВМФ, были созданы еще в довоенное время.

Великая Отечественная война выдвинула ряд важных гигиенических проблем, требовавших разрешения в новых, боевых условиях. В связи с этим выявилась необходимость в усилении кадров врачей-гигиенистов и в некоторой перестройке санитарно-эпидемиологической работы, более четкой дифференциации ее между специалистами гигиенического и противоэпидемического профиля.

Врачи-гигиенисты были включены в состав руководящих органов медицинской службы флота в целом и отдельных флотов, в состав санитарно-эпидемиологических лабораторий флотов, флотилий и баз, а также в организации, осуществляющие санитарный надзор за кораблестроением.


Великая Октябрьская социалистическая революция создала все необходимые предпосылки для широкого развертывания гигиенических мероприятий на кораблях и в частях Военно-Морского Флота (ВМФ).

Неустанная забота со стороны Коммунистической партии и Советского правительства о жизни, здоровье и бытовых нуждах личного состава флота подняли на небывалую высоту медицинское обслуживание моряков. Забота об охране здоровья военного моряка стала в центре внимания не только врача, но и командира корабля, части.


Продвижение наших войск на Запад и освобождение временно захваченных врагом территорий с особенной остротой поставили вопросы санитарной разведки с использованием методов лабораторного анализа. Потребовалось видоизменение методики лабораторного исследования различных объектов применительно к конкретным условиям войны.

К трофейным пищевым продуктам приходилось относиться очень строго, особенно к напиткам. Неоднократные случаи преднамеренного отравления их при отступлении немецко-фашистских войск вынуждали представителей санитарной службы прибегать к лабораторному анализу всех подозрительных объектов. Отбор проб и отсылка их в МСБ или в СЭО, а в особо затруднительных случаях в СЭЛ производились врачами частей и санитарных учреждений при обследовании ими оставленных противником населенных пунктов. Для своевременного выявления отравленных или непригодных для довольствия войск пищевых продуктов и напитков при организации санитарной разведки освобождаемых районов необходимо было увязать деятельность представителей санитарной службы с работой трофейных команд.


Правильная организация гигиенического обеспечения войск в условиях современной войны невозможна без широко развернутой сети полевых и стационарных лабораторий. Во время первой мировой войны определилось четыре основных направления лабораторной работы в войсках:

1) бактериологическое,

2) гигиеническое,

3) токсикологическое (главным образом индикация БОВ)

4) клиническое (преимущественно биохимические анализы).

При наличии специальных показаний создавались лаборатории особого назначения: судебно-медицинские, противомалярийные, противочумные, противохолерные и пр. Лаборатории по исследованию воды и контролю за ее качеством на водных пунктах организационно входили в состав гидротехнических подразделений.


Опыт Великой Отечественной войны показал, что главной задачей гигиенического обеспечения войск является сохранение их боеспособности. Эта задача разрешается путем своевременного осуществления следующих мероприятий.

1. Медицинский контроль за физическим состоянием и физической нагрузкой войск.

2. Медицинский контроль за качеством питания войск.

3. Медицинский контроль за полевым водоснабжением войск; организация очистки и обеззараживания воды в масштабе подразделения, части, или соединения; обеспечение войск средствами для индивидуального обеззараживания воды.


Красная Армия получила в наследство от дореволюционной армии дезорганизованный санитарный аппарат, слабо оснащенный техникой и совершенно не приспособленный к работе в условиях маневренной гражданской войны. Санитарное неблагополучие гражданского населения, явившееся следствием империалистической войны, интервенции и блокады, не могло не отразиться на санитарном состоянии Красной Армии. Неизбежный контакт с населением при наступлении на занятые войсками белых территории обусловил резкий подъем заболеваемости сыпным тифом в РККА. В результате проведенных в то время мероприятий по улучшению санитарного состояния армии и ее бытовых условий число заболеваний резко и быстро снизилось. Особую роль в проведении этих мер сыграла самодеятельность красноармейских масс в борьбе за санитарную культуру.


Главная задача гигиены, как известно, — изучение и оздоровление внешней среды. Ее отличие от других наук, также изучающих различные элементы внешней среды (метеорология, климатология, гидрология, почвоведение и др.), заключается в том, что гигиенистов внешняя среда интересует только с точки зрения ее влияния на здоровье человека. Следовательно, гигиена — это та отрасль медицинских наук, которая непосредственно занимается изучением связи между здоровьем людей и условиями внешней среды. Организм и внешняя среда в их взаимодействии являются главным объектом гигиенического исследования.

На обязанности гигиенистов и практических санитарных врачей, правильно преломляющих физиологическое учение И. П. Павлова, «мыслящих физиологически, а действующих гигиенически», лежит почетная задача содействовать изменению внешней среды, т. е. участвовать в осуществлении мероприятий, которые должны привести к улучшению условий жизни населения, укреплению здоровья людей, снижению их заболеваемости и смертности.


Иммунизация против холеры, впервые примененная Ферраном (1884 — 1885) и Н. Ф. Гамалеей (1888), пользовалась затем все большим и большим признанием. В. И. Недригайлов, Галамбос, М. А. Раскина и И. Ф. Рапчевский (посетивший в 1885 г. Испанию и на месте ознакомившийся с работами Феррана) утверждают, что метод Феррака был сомнителен и не имел строго научного обоснования. По мнению В. И. Недригайлова, Н. Ф. Гамалеи и др., глубокое научное обоснование прививкам против холеры дал впервые наш соотечественник В. Хавкин (1892), а Симпсон иммунизацию против холеры просто называет методом Хавкина. Для иммунизации применялись вакцины из микробов, убитых по преимуществу нагреванием.

Л. А. Тарасевич, Ф. Г. Бернгоф, Н. Я. Чистович, В. М. Берман, И. Е. Минкевич, Кауп и др. приводят данные Саваса по греческой армии, отмечавшего в 1912 — 1913 гг. снижение заболеваемости среди привитых в 2 — 13 раз по сравнению с непривитыми. По данным Каупа, за 1914 г. заболеваемость среди привитых была в 25 раз меньше, чем у непривитых; соответственно в 2% — 3 раза меньше была и летальность среди привитых.


История войн убедительно показывает, что холера в прошлом, как правило, сопровождала крупные войны на европейском и азиатском континентах. В отдельные войны холера, унося большое число жертв, значительно влияла на боеспособность войск. В некоторых случаях холера срывала намечавшиеся военные кампании (экспедиции); так было, например, в ирано-турецкую войну (1821), во время некоторых экспедиций французской армии в Северную Африку, французского похода в Добруджу (Балканы) в 1854 г. и т. д.

Все это дает основание некоторым авторам называть холеру «военной» инфекцией. Вопросы распространения холеры в воюющих армиях и потери этих армий от холеры, к сожалению, освещены в литературе недостаточно, особенно в отношении войн XVIII и первой половины XIX в. Однако и эти материалы говорят об огромных потерях армий от холеры в отдельные войны.


Клиническая характеристика генерализованной формы туляремии (материалы Б. Л. Угрюмова, М. Д. Пекарского, И. Д. Ицковича и др.) совпадает с данными советских авторов в предвоенное время (лихорадка, боли, сыпь и т. д.). Следует лишь отметить, что во фронтовых работах отдельных авторов (И. И. Елкин и др.), не выделявших отдельно легочную форму, довольно трудно провести теперь дифференциацию. Это отразилось и на материалах Военно-медицинского музея, по которым генерализованная форма составила 14,8%.

Генерализованная форма туляремии клинически характерна развитием общих проявлений болезни без предшествующих локальных изменений, которые, как правило, в месте входных ворот инфекции не отмечаются даже позднее. Это единственная форма, при которой не имеется первичной местной и регионарной реакции.


По ряду причин клиническая характеристика туляремии по материалам Великой Отечественной войны является важной задачей. Достаточно напомнить, что ни в одной из предыдущих войн указаний на заболевания туляремией не было. Это, очевидно, связано с тем, что выявление и определение туляремии как отдельной нозологической единицы произошли лишь перед первой мировой войной, точнее в 1911 — 1912 гг. По-видимому, заболевания туляремией в прошлые войны как среди личного состава воюющих армий, так и среди гражданского населения все же бывали, но не распознавались и проходили под другими диагнозами (тифы, грипп, волынская лихорадка и т. д.). Тем важнее дать в настоящих трудах основательную клиническую характеристику туляремии по военным материалам.

В основу настоящей работы положены выборочные материалы ряда фронтов, а также некоторые данные из материалов отдельных госпиталей.


Тесная зависимость между повышением численности грызунов, развитием среди них туляремийных эпизоотий и возникновением вспышек этой инфекции среди людей определяет важную роль борьбы с грызунами в си схеме противоэпидемических мероприятий при туляремии.

Прежде чем переходить к изложению данных о борьбе с грызунами в очагах туляремии в период Великой Отечественной войны, мы должны остановиться на некоторых принципиальных вопросах. Нельзя не согласиться с мнением A. П. Кузякина, что удельное значение мероприятий по борьбе с грызунами неодинаково в туляремийных очагах разного типа. После того как в годы Великой Отечественной войны были выяснены бытовые и другие закономерности, определяющие неодинаковые пути распространения туляремии среди людей, стало очевидным следующее.


Одним из крупных достижений советской науки в годы Великой Отечественной войны в области изучения туляремии было детальное изучение эпизоотологии этой инфекции, проведенное большим коллективом эпидемиологов, микробиологов и зоологов.

Так, например, в исследованиях по эпизоотологии и эпидемиологии туляремии было представлено учение о природной очаговости данного зооноза, сформулированное еще в довоенный период акад. E. Н. Павловским и его сотрудниками (Н. Г. Олсуфьев и др.).

Результатом углубленного изучения факторов очаговости взамен фрагментарных данных о роли отдельных видов грызунов и переносчиков в хранении и распространении туляремийной инфекции, основанных на случайных наблюдениях, было накопление обширного материала по эпизоотологической характеристике очагов разного типа, позволившее вскрыть закономерности циркуляции возбудителя туляремии в природе.